1864 1866 1917 1926 1964 1995 2006
Фото для этого раздела
Восьмидесятипятилетию района посвящается
Вивдич Раиса Михайловна

Для себя и для людей
Для себя и для людей


Жизнь посвятила школе
Автор: Свистун Екатерина Руководитель: Рвачёва Н.С. учитель истории.

 
Вивдич Раиса Михайловна

23 февраля 1943 года в селе Ерковцы Ивановского района Амурской области, в семье разнорабочей Полины Григорьевны и Михаила Федоровича Стаценко, родилась дочь Раиса. Ей еще не исполнилось и пяти лет, когда умер отец. Мама, чтобы прокормить четверых детей, находилась постоянно на работе, а девочка помогала, как могла. В 1951 году Рая пошла в первый класс, училась очень хорошо, была отличницей.
Родные отмечали в ее характере такие отличительные черты, как исполнительность, принципиальность к самой себе и от других она требовала того же. В то же время она была простой скромной ученицей, всегда стеснялась, если ее хвалили. Всегда готова прийти на помощь товарищам.. Если что-то задумала, что-то не получается – обязательно добьется своего,, проанализирует все возможные варианты. И все у нее получится!
И в 1961 году окончила школу с похвальным листом.
Почти 45 лет назад 1 сентября ребятишки села Некрасовка с нетерпением ждали начала первого урока. Деревня маленькая, а потому все знали, что сегодня к ним в класс придет новая учительница. Их волнение было несравнимо с волнением восемнадцатилетней учительницы Раи Стаценко. Как было не волноваться, ведь еще многое из педагогических наук было не изучено. За год до окончания педучилища их будущий выпуск перевели на заочное отделение и направили работать по маленьким селам в однокомплектные школы. Собираясь на свой первый урок, молодая учительница сверяла каждое свое будущее слово со словами и действиями своих бывших учителей из Ерковецкой школы. Вспоминала первые слова и шаги своей первой учительницы Ульяны Филипповны. Представляла себя в различных ситуациях и представляла, как бы повели себя в ней ее любимые учителя ее родной школы. Ребячьи любопытные глаза, их беспредельно уважительное отношение придавали уверенности. И очень скоро девушка поняла, что зря мечтала стать геологом, что ее призвание - учить детей.
Да мечтали они с подругой стать геологами. Но в том далеком шестидесятом году не принимали девушек в геологоразведочный техникум. Подруга, которая повезла туда документы, вернулась с известием, что вместо геологоразведочного техникума отдала документы в педучилище - там учиться только два года после десяти классов. Эти «только два года» сыграли основную роль в выборе профессии. На институт не могла замахнуться Раиса - некому было четыре года поддерживать ее материально. Неимоверно трудно растила четверых детей-дочерей, похоронив мужа в самом конце войны, ее мать. Дома- то было проще: и телогрейка на двоих, и валенки на двоих возможны были. А тут, в городе, не с кем «на двоих» одеваться и кормиться. А потому, хоть и боязливо было, а когда после учебы отправили работать, радость, что сможет, и мать материально поддерживать, заглушила страх.
Втянувшись в работу, почувствовав уверенность, решила, что пора думать о продолжении учебы. И после получения диплома об окончании педучилища, отправила документы на химико-биологический факультет пединститута.
А в районо решили, что хватит будущему биологу-химику начальные классы учить, и отправили после четырех лет Некрасовки в школу-восьмилетку в село Троицкое. Но «остановка Троицкое» оказалась на ее пути очень краткосрочной. Василий Вивдич - некрасовский механизатор, вернувшись из армии, «по обоюдному согласию» увез ее. Поселилась молодая семья в селе Правовосточной. Начинала и здесь с начальных классов. А когда учеба в институте уже к концу шла, стала учить детей химии и биологии. Учила, пока не поехала вслед за директором Л.Н.Соловьевой открывать школу в Андреевке.
«Раиса Михайловна, в Андреевке школа открывается. Нужен учитель химии, биологии…» предложила директор школы Соловьева Лидия Николаевна коллеге по Правовосточной школе Р.М.Вивдич сменить место работы. Она согласилась сразу, хотя знала, что в соседнее село придется ездить.
Это дополнительные хлопоты. И о другом знала. Начинать на новом месте придется с нуля. В приспособленном здании оформлять кабинеты. Закладывать учебно-опытный участок, цветники.
Немало сил вложила Раиса Михайловна в их «появление». Увлеченные ее энтузиазмом, личным примером, воспитанники, учителя разрабатывали землю, ухаживали за растениями, цветами, деревцами.
А в июле 2000 года на учебно-опытный пришкольный участок в Андреевке, руководителем которого являлась Раиса Михайловна Вивдич, приезжала комиссия, в которой были представители областного эколого-биологического центра. Право участвовать в смотре, было предоставлено трем школам нашего района, чьи пришкольные участки отвечали всем требованиям, и считались лучшими. Ими были: Андреевская школа, Березовская школа и Ивановская школа. Внимательно ознакомились гости из города Благовещенска с тем, как «работают» школьные огороды. И результатами комиссия осталась, очень довольна.
Каждое лето Раиса Михайловна и ребята занимались опытами. Первоклассники - два часа в день, второклассники - Три и третий класс- четыре.… Всего во владениях юных агрономов пятнадцать соток огорода и двадцать пять соток участка. Высаживали все - от гороха, капусты, помидор до пряных трав. И конечно – сою.
Видич Раиса Михайловна


А как интересно и увлекательно проводила уроки опытный педагог! Словно невидимые нити связывали ее и детей в « дороге» за знаниями. Ей не надо было особой вспомогательной литературы, у нее все было из жизни, как и должно, быть. Внимательна к каждому, не оставит в покое, пока не удостоверится, что усвоил новую тему. Для учителей – коллег было большим удовольствием бывать на уроках Раисы Михайловны.
Прежде всего, ценятся уроки Раисы Михайловны своей практической направленностью. Без этого ученик не сможет получить прочных знаний.
Она самостоятельно разработала и подготовила программу по курсу «Ведение домашнего хозяйства». Ну а кто, как ни практик, знает всю систему! Для нее пришкольный участок- это жизнь, какие она закладывала опыты! Учила детей научной работе.
Не раз школа занимала призовые места в районе и области на научно-практических конференциях по опытнической работе.
Для нее главное- это успех в работе, прежде всего коллег, потом уж свой. Исполнительна и принципиальна, всегда торопилась что-то сделать.
Бывшие ученики Раисы Михайловны, окончив школу, а затем институты, разъехались по России. Некоторые трудятся в нашем районе. В районной больнице - врачи Зиновий Кожинов и Алексей Жанов, в сельхозуправлении - главный агроном В.Черников, начальник районного ГИБДД А.Трифонов, директор СХПК в селе Андреевка С.П.Свистун.
Каждый из них может сказать о своей наставнице только хорошие слова. Не только за крепкие знания по предметам. За доброе материнское отношение, за то, что учила добру, убеждая, поощряя, не прибегая к наказаниям. Разве что голос учительницы становился чуть строже, когда отчитывала шалуна-непоседу. Чаще же она, отличный психолог, предпочитала поговорить с воспитанником по душам. Знала, внештатный инспектор по охране прав детства, которым она являлась, что порою не ребенка надо винить в неуспеваемости, а его непутевых родителей. Регулярно навещала неблагополучные семьи.
Учила найти подход к папам и мамам. Ведь она и сама была прекрасной матерью, вырастившей троих сыновей. Заботливая бабушка пятерых внуков. Она внимательна и заботлива. Видит : нет сегодня у Тани или Пети денег на завтрак, даст свои деньги или попросит покормить их в долг, за ее счет. Выписала для школы на свои деньги газету « Калейдоскоп». А уж сколько мальчишек и девчонок обеспечила ручками, карандашами, тетрадками- не пересчитать.
Творческая мастерская отличника просвещения Раисы Михайловны Вивдич всегда была открыта для коллег школы, района. Высокую оценку получали ее уроки, внеклассная работа. Но Раиса Михайловна была не из числа тех, кто почивает на лаврах. Нет предела педагогическому мастерству,- была уверена она. Не пропускала не одного семинара. Нет транспорта- пешком отправится в Ивановку, чтобы почерпнуть на нем новое и опробовать « на себе». Увидев
«изюменки» у коллег, непременно берет их на вооружение. Если посещала
уроки в соседних школах, то возвращалась всегда воодушевленная и делилась своими впечатлениями с учителями-коллегами.
Доставить радость детям и разделить ее с другими- это есть ее кредо. Расставшись до утра с неугомонным народцем, не спешила уйти из школы учительница. У нее всегда еще находились дела. …
Учились у Раисы Михайловны все , видимо, потому, что она сама сколько работала, столько и училась. Никогда не пропускала ни одного сбора методобъединения. Новизна в методике преподавания всегда ее привлекала.
На дворе зима, а она уже жила предстоящими весенними заботами. С нетерпением ждала посылки с семенами цветов, овощных культур, пряных трав. Ящики с землей всегда были готовы к посадке. А летом бушевала зелень на пришкольном участке, цветы в школьном дворе. С раннего лета до поздней осени можно было любоваться школьным цветником. С весны и до отпускных месяцев школьный огород и цветник становился ее местом работы. И даже будучи в отпуске она частенько приходила на автобусную остановку и
Ехала в Андреевку, в школу, чтобы посмотреть, как ребятишки управляются.
Уезжала удовлетворенная своей поездкой. Дети как будто чувствовали, что это важно для Раисы Михайловны, для школы, для них самих и прикладывали много своих сил, держа все в порядке! А ей всегда было приятно, удивляясь тому, как берегут дети свой цветник. Не было не одного случая, чтобы рассаду, высаженную на клумбы, кто-нибудь выкопал или обломали уже расцветшие цветы.
19 августа 2003 года ушла из жизни Вивдич Раиса Михайловна, учитель Андреевской школы, отличник просвещения ветеран педагогического труда.
Имя ее хорошо знакомо химикам и биологам района, и эта утрата больно отозвалась в наших сердцах и душах ее друзей, коллег и учеников.
До последних дней жизни Раиса Михайловна была полна творческих замыслов планов (мечтала, каким сделает пришкольный участок в новой школе…) Но тяжелая болезнь не дала реализовать их.
Авторитет Раисы Михайловны Вивдич, как учителя и человека, огромное трудолюбие и постоянная готовность помочь позволили снискать уважение и любовь коллег. Они частенько советовались с опытным педагогом. Односельчане, ученики очень уважали эту замечательную женщину.
До последних дней Раиса Михайловна много работала. Знали ее как хорошую маму, бабушку.
А мы, ее ученики и коллеги, будем помнить о ней как о неутомимом труженике, учителе учителей и прекрасном человеке. И каждый новый учебный год на День знаний вся школа чтит память Раисы Михайловны Вивдич минутой молчания.
Добрая память о ней не умрет!


 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СОБРАТЬ И СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

В 2008 году Амурская область отмечает свой 150-летний юбилей. Большую работу проводят в школах района в преддверии этой даты. Вот что рассказала по этому поводу учитель истории Андреевской школы Н.С.РВАЧЕВА:
- Люди наших сел внесли немалый вклад в развитие Приамурья. Наша задача с ребятами узнать, какое место занимает малая родина в истории Амурской области, собрать как можно больше фактов и донести их сверстникам и потомкам.
В начале года открыли в школе краеведческую комнату, в которой помещены материалы о наших славных земляках. Достойное место мы отвели истории родной Андреевской школы, односельчанам участникам Великой Отечественной войны, труженикам полей и ферм.
В ноябре в школе прошла краеведческая конференция «С чего начинается Родина», с докладами выступили учащиеся 6-11 классов. Интересное выступление подготовила семиклассница Маша Сичкарева по теме «Население села Андреевка: прошлое и настоящее». Вера Шайдурова рассказала о далеких событиях гражданской войны - Виноградовском бое. Анжела Федоренко - о трагедии семьи Ларионовых, пострадавшей в годы политических репрессий. Игорь Григорьев исследовал списки 55 репрессированных - безвинно пострадавших андреевцев в 1920-1940 годах. На конференции звучали и стихи - о Родине, о мире, наших соотечественниках.
На районной конференции «Отечество» доклады и исследовательская работа А.Федоренко и Д. Джумаевой отмечены почетной грамотой отдела образования и благодарственным письмом Ивановского историко-краеведческого музея.
Краеведческая работа проводится при активной поддержке работников сельской администрации, родителей.
В дальнейших планах -поиск материалов об интересных судьбах жителей сел Богословка и Андреевка, малоизвестных фактов.
 

Hosted by uCoz