История некоторых предприятий - РОНО
Ресурсы для этого раздела
Предприятия и организации нашего района
 
 
Ветераны

 Школа

Детская школа искусств
Школа интернат №9
Хореографическое отделение
 
 
 
 


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИВАНОВСКОМ РАЙОНЕ В 1926 – 2006 ГОДАХ

В 2016 год наш район отмечает свое 90–летите. Можно с уверенностью сказать, что и ивановскому образованию тоже 90 лет, хотя его зарождение и становление начиналось намного раньше.

Благодаря реформам 60 – 70 гг. XIX века отечественное образование делало успешные шаги на пути повышения грамотности населения, развития сети учебных заведений. Но развитие среднего образования в Приамурье происходило медленными темпами. Как правило, учебные заведения открывались в городах и крупных населённых пунктах. Так, в 1874 году в области насчитывалось лишь 4 сельские школы, одна из них, открытая на средства сельского общества, находилась в волостном селении Ивановское. При храмах открывались церковно-приходские школы: одноклассные, школы грамоты и воскресные школы. В 1901 году дети обучались в Ивановской, Семиозерской, Ново-Покровской, Богородской, Ново-Алексеевской сельских народных школах, Черемховской второклассной школе, Ивановской, Средне-Бельской, Дмитриевской, Ерковецкой, Анновской, Константиноградской, Петропавловской, Березовской, Андреевской и Бельско-Троицкой церковно-приходских школах и школах грамоты. Чаще всего школы были бедны. В епархии имелась только одна второкласная учительская школа, открытая в 1897 году в селе Черемховском Ивановской волости. Заведующим и законоучителем состоял Самсель А.Ф.
В записке на имя царя о состоянии области в 1909-1910 гг. военный губернатор Валуев писал: « Область переживает острую нужду в просвещении. Ежегодно сотни детей остаются за дверьми школы. Недостаёт также профессиональных учебных заведений». Уже в 1911 году в Ивановском было три школы: министерская, земская и церковно-приходская, в которых обучалось 120 детей.
В 1911 году учителю Андреевской министерской школы Мякшину Н.Н. была выдана субсидия от Департамента земледелия Амурской области на устройство опытных участков. Учитель со своими воспитанниками произвёл ряд опытов, ввёл в школе преподавание сельскохозяйственных наук и устроил небольшую пасеку. За опытническую деятельность он был удостоен бронзовой медали и денежной премии за образцы хлебов на Амурской сельскохозяйственной выставке, состоявшейся 26-30 августа 1912 года в г. Благовещенске. За просветительскую деятельность по народному образованию Н.Н. Мякшина наградили малой золотой медалью.
После Октябрьской революции церковно-приходские школы были упразднены, им на смену пришли школы крестьянской молодёжи. Среди населения развернулась активная борьба за полную ликвидацию безграмотности. В 1921 году, по сообщению Министерства просвещения ДВР, в Амурской области действовало около 150 школ грамоты и 3 общеобразовательных курсов. Когда в 1923 г. в стране было создано общество «Долой неграмотность!», его отделение на Амуре было одним из первых на Дальнем Востоке. Уже к осени 1924 года в губернии имелось 60 ячеек общества с 2299 членами, а спустя год – 248 с 6868 членами.
Одной из крупных статьей расходов в бюджете Ивановского района в 1929 – 1930 гг., наряду со здравоохранением, являлось народное образование. Школьная сеть в 1927 - 1928 учебном году состояла из 39 школ, в 1929 – 1930 учебном году – из 44. В школах преподавало 79 учителей и обучалось 4199 учащихся.
ДальОНО в отчёте тех лет отмечало: «В Амурской губернии съезды и конференции сельских учащих сделались делом обыденным и привычным». Вырос авторитет учителя на деревне, со всеми вопросами шли к нему крестьяне, всем миром помогали зарождающемуся учительству Приамурья.

«Делом первой необходимости» было названо в отчете Министерства народного просвещения в 1899 году «насаждение и распространение сети новых школ». Те, кто осваивал наш Амурский край, знали, что образование несет с собой культуру, рост экономического благосостояния и более высокой цивилизации.
Сегодня, оглядываясь на прошлое, мы отдаем дань уважения нашим педагогам, труд которых является яркой страницей в истории нашего района. Система общего образования в Ивановском районе имеет богатую историю.
В процессе районирования Амурской губернии в середине января 1926 года создан Ивановский район, вошедший в Амурский округ.
Избранный районный исполнительный комитет /РИК/ в числе первоочередных задач решал вопросы народного просвещения. Его история тесно связана с историей населенных пунктов, поэтому судьба сел и судьба школ неотделимы друг от друга.
По материалам Амурского Окружного Статистического бюро по предварительным итогам Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 года количество жителей Ивановского района составляло 4546 человек /в 2005 – 29000 /.
В августе 1925года Совнарком принял Закон «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети», 1-ый Амурский окружной съезд Советов констатировал необходимость увеличения количества школ, особенно в сельской местности.
Положение в народном образовании было сложным: обучалось только 30 % детей школьного возраста, дошкольных учреждений на территории района не было. Большинство населения было безграмотным; о чем свидетельствуют архивные данные; так в 1930 году грамотных мужчин было 46,4 %, а женщин – только 27,3 %.
Средства на развитие народного образования, отпускались, но они не использовались полностью.
Школьная сеть в те далекие годы состояла, в основном, из начальных школ. В 1927 – 28 учебном году в районе было 39 школ, в 1929 -
1930 учебном году - 44. В районе проживали люди разных национальностей, однако большинство было русских /56,5 %/, много было украинцев /41,6 %/. Поэтому в 1930 году в 10 школах района /наиболее крупных селах/ наряду с русским языком ввели изучение и украинского языка, так в Ерковецкой и других школах велись занятия на украинском языке. В районной газете «Коммуна» за 1931 год № 1 от 6 декабря была статья «Не срывать украинизации школ».
В 1929 году район жил под лозунгом «Поход за культуру», исполкомом решались вопросы ликвидации безграмотности и малограмотности.
Однако учительству в те годы жилось очень трудно. В докладной записке Амурского облоно «О материально – правовом положении учителей за 1932 – 33 учебный год» приводится выписка из письма Екимовой /начальника Ивановского райпроса: «…Снабжение учителей в районе безобразное. В деревнях Петропавловка, Ивановка и по школам крестьянской молодежи /ШКМ/ в Семиозерке, Богородском, Ерковцы просвещенцы по месяцу не получают даже муки, а если получают, то с большим опозданием. Были случаи, когда от такой «муки» травились и заболевали учителя, это приводило к тому, что многие из них самовольно уезжали из района, настроение учителей нехорошее, ждут только отпуск. Промтовары из кооперации и кустпромсоюза учителям тоже не отпускают». К этой выписке прилагается письмо учителей из одной из школ района: «…Мы голодуем самым настоящим образом, кроме пол-литра молока, получаемого с молочной фермы колхоза на ребенка и хлеба, которого не хватает, у нас нет продуктов. Сельские организации обвинили нас в том, что мы не смогли обеспечить себя с осени, но наша зарплата позволила обеспечить себя овощами только до января. Последние 2 недели мы вынуждены были ходить на соевые поля, собирать остатки сои вместе с раскулаченными. Теперь и эта возможность иссякла, т.к. всю сою выбрали. Неужели мы не сможем закончить учебный год и умрем голодной смертью ?».
В те годы не выполнялись решения ЦК ВКП/б/, который обязывал советские и партийные организации всемерно обеспечивать учителей в их работе необходимыми условиями.
В школах недоставало политехнического и учебного оборудования, не выделялись средства на организацию и улучшение учебного процесса
Вот как анализирует в своей докладной записке от 30 марта 1935 го-
да положение в школах Ивановского района заведующий районо Колосов: «На 25 марта 1935 года в районе 38 школ, их них 33 - начальных и 5 неполных средних /7 – летних/. Всего обучается 4073 ученика, из них в начальных школах 3437, в семилетних – 636. С 1 сентября будет открыт 8 класс в Ивановской неполной средней школе.
38 школ расположены в 55 зданиях, большинство школ занимаются в две смены. Педкадры: из 124 учителей с высшим образованием - 1,
средним – 37, неоконченным средним – 19, семилетним - 58,низшим – 9.
По стажу работы: 1 – 3 года - 78 человек, от 3 до 5 лет – 30, от 5 – 16чел.
По возрасту: от 16 до 22 лет – 32,от20 до 25 – 27, от25 до 40 – 38,от 40 – 17 ч.
Заочников: в педшколах – 4 человека, в педтехникуме – 6 человек.
Повышение квалификации учителей проходит слабо, их политический уровень низок. Успеваемость /грамотность учителя/ низкая, например, на мартовских учительских курсах в контрольном диктанте
учителя допустили в среднем по 16 ошибок, у некоторых учителей /Успеновская и Среднебельская нач. школы/ в диктанте по 30 – 35 ошибок
Учителя Дмитриевской школы получают хлеб 1 раз в неделю /привозят из Ивановки/, есть перебои с хлебом в Петропавловской и Черемховской школах. Колхозы выдают молоко, иногда - масло. Решено прикрепить к школам коров из колхозных ферм и приобрести для учителей 60 поросят. Среди учителей по 1 корове имеют 16 человек.
Квартиры нужны в Ивановскую и Среднебельскую школы -3 учителя живут в неудовлетворительных квартирах.
Району нужна помощь в укомплектовании кадрами:
в начальные школы – 20 человек, неполные средние – 10 человек,
в районе - 2 школьных инструктора.
В этом же году уполномоченным обкома ВКП /б/ Жирновым проведено «обследование подготовленности школ Ивановского района к новому 1935 – 1936 учебному году», в своей докладной записке он сообщает следующее / на современном языке – это проблемы, которые необходимо решать летом 1935 года/: «Дровами на круглый год обеспечены 5 школ; Троицкая, Семиозерская, Петропавловская, Николаевская и Березовская; на полгода – 10 школ, а во всех остальных 23-х школах топлива нет. В Среднебелой не хватает 1 дома под школу и 3-х домов под интернат, в Ивановке тоже не хватает 3-х домов под школьный интернат.
Решение президиума райисполкома об освобождении домов под школу игнорируется: так в Среднебелой директор МТС тов. Никишин в освободившийся дом вселил рабочих. Расширяются и достраиваются школы за счет самодеятельности населения в Анновке, Новоалексеевке и Троицком. Отремонтировано 11 школ, из них Некрасовская, Луговская, Новопокровская, Большеозерская, Вишневская и другие.
Ремонт в остальных зданиях задерживается за неимением краски, олифы, гвоздей и стекла.
Учеба кадров: на 10-месячные учительские курсы посланы 15 человек, окончивших успешно семилетку.
Все школы Ивановского района имеют свои посевы, индивидуальными огородами учителей засеяно почти 10 гектаров.
По инициативе районо открыто 2 лагеря: один за Черемхово на реке Будунда, другой - за Семиозеркой на реке Зее. Всего в лагерях находится 120 человек».
Несмотря на перечисленные недостатки в деле образования, в выше приведенных документах отмечаются и положительные аспекты в работе школ: в 1935 – 1936 учебном году в школах района созданы кружки: военных – 5, драматических – 6, авиамоделизма – 3, музыкальных – 3, литературных – 4, хоровых – 5 и т.д.
В Ерковецкой и Ивановской школах провели конкурс на лучшее воспитание детей «Лучшие условия для занятий и отдыха дома». В этих школах во время перемен играет струнный оркестр. Любимыми писателями у учеников являются М.Горький, Некрасов и китайский поэт
Эмин Сяо. В Анновской школе проводится большая работа с родителями. 50 % учеников имеют нормальные условия для учебных занятий и отдыха дома. В этой школе проведен конкурс на лучшего плясуна, а за хорошее шефство над колхозным молодняком ученики премированы колхозом коровой и 2-мя поросятами»
В Ерковецкой школе с 1 января 1935 года выпускается газета для пионеров и школьников «Горнист».
А всего в районе – 1088 пионеров /в 30 отрядах / и 138 октябрят в 6 группах.
В эти годы во многих школах района проводились занятия со взрослым неграмотным или малограмотным населением, в так называемых «школах ликбеза».
К 1938 году в районе была завершена коллективизация. Много трагического было в судьбе ивановцев в 30-ые годы. Политическим репрессиям подверглись многие семьи учителей и учащихся. Но жизнь не стояла на месте, и к началу 40-х годов стали набирать силу колхозы, решались важные социальные вопросы, в т.ч. и народного образования, но не во всех селах люди знали, что такое электричество, радио, телефон. Селяне и их дети жили надеждой на лучшую жизнь.
С открытием средних школ наблюдалось увеличение числа учителей. Значительную часть учителей района составляли молодые, с небольшим стажем работы и невысоким образованием педагоги, поэтому требовались большие усилия по повышению квалификации и оказанию методической помощи именно этой категории учителей. Районо прилагал определенные усилия для проведения учебы учителей в каникулярное время. Заведующий отдела образования осуществлял регулярные выезды в школы, проводились школьные и кустовые методические совещания. В Ивановской неполной средней школе проходили семинары, опытные учителя во главе с завучем этой школы проводили своеобразные курсы, укреплялась дисциплина в трудовых коллективах, учителя стали лучше готовиться к урокам. Высока была их общественная активность на селе,
тесная связь с родителями, руководством колхозов, предприятий, советскими органами повышали авторитет учителя.
Вот документы: 1.Смета расходов на содержание интерната Ивановской
средней школы на 1941 год от 1 апреля:
- количество детей - 15 человек;
- дрова /на год, отопительный сезон / - 63 куб.м.;
- освещение - 3 керосиновые лампы;
- подписка, газеты «Коммуна» и «Пионер».

11.Смета по Ивановской средней школе на 1 января 1940 год.
1.1. Сведения о школьных зданиях:
Здания деревянные в 3 -х отдельных домах.
Год постройки: школа № 1 – 1935 г., школа № 2 – 1900 г.,
школа №3 – 1900 г.
1.2. Сведения об укомплектованности классов:
1кл 2кл. 3кл. 4кл. 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. Итого
__________________________________________________________________
Кол-во классов 1 2 2 2 5 4 3 1 1 1 22

Кол-во уч-ся 35 51 46 70 167 140 105 28 20 21 683


1.3. Сведения об учителях:
Количество - 22 человека.
Директор школы- Деревянченко Е.И., стаж10 лет, вел уроки арифметики
алгебры, геометрии в 5 – 10 классах.
Евтушенко Д.С. – учитель алгебры, геометрии, физики.
Евтушенко А.Д. – учитель арифметики в 5 классах.
Шохолевич В.А. – учитель русского языка в 5 классах и т.д.

111. Смета расходов по Черемховской средней школе на 1940 – 41 уч.год.
1.1.По интернату при школе /зарплата/:
Заведующий интернатом – 1 человек, ставка – 250 руб. в месяц,
Воспитатель - 1 чел., ставка – 250 руб в месяц,
Уборщица - 2 чел., ставка - по 100 руб в месяц,
Повар - 1 чел., ставка - 150 руб. в месяц

1.2. По школе.:
а/. Количество классов и учащихся:
1кл. 2кл. 3кл 4кл. 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10 кл. Итого
Кол-во классов 2 2 1 2 3 3 3 1 1 1 19 кл.
Кол-во уч-ся 76 51 39 41 118 112 104 30 14 19 604 ч.

1.3. Сведения об учителях :
Директор школы – Вербицкий С.С., учитель истории.
Учителей - 18 чел.
Кл .руководителей - 11 чел. /доплата 36 руб. в месяц /,
Зав.кабинетами - 3 чел. /доплата 15 руб. в месяц/,
Пионервожатая - 1 чел. /зарплата 250 руб в месяц/.
Библиотекарь - 1 чел. /зарплата 75 руб. в месяц/.
Военрук - 1 чел. /зарплата 150 руб в месяц/.
Завхоз - 1 чел. /зарплата 220 руб. в месяц/.
Уборщица - 5 чел. /по 100 руб в месяц/.
Истопник - 2 чел. /по 100 руб. в месяц/.
Сторож - 1 чел. / 100 руб. в месяц/.
Счетовод - 1 чел. /зарплата 160 руб. в месяц/.