В
Е
Т
Е
Р
А
Н

НА КОНКУРС: «СЕЛО, ВОЗРОЖДЕННОЕ ИЗ ПЕПЛА» "Амурец" №46 12 июня 1998г.

 Люблю свое село

ЧЕЙ   Я:   РУЛИН?   РУЛЕВ?

ПОЯВИЛСЯ я на свет здесь, в Ивановке, 10 октября 1913 года в семье крестьянина. бедняка Рулина Петра Семеновича. А Рулевым я стал уже когда в школу ходил. Сидел за одной партой рядом с двоюродным братом Павлом Рулевым, с сыном брата моего отца. Только вот он . Рулев, а я Рулин. Однажды спрашиваю отца: «Тятя, почему так: Пашка. Рулев, а я Рулин?». «Рано тебе, сынок, лезть в эти дела, — отвечает. — Я Рулин потому, что это я могу всегда написать. А Рулев я не знаю как писать. Вот и все». «А что, — спрашиваю, — если я скажу Марии Ивановне — нашей учительнице, чтобы она и меня записала «Рулев»?  «Ну скажи.  А я так и буду Рулин. Шо тут такого?». Мария Ивановна послушала меня и Пашку. Пообещала Пригласить отца и Пашкину мать и выяснить правду С тех пер я начал носить фамилию Рулев. А отец остался Рулин. Так и было до весны 1930 года, когда в Ивановке начинали создавать колхоз-гигант имени Сталина Отец решил вступить в колхоз и велел мне написать заявление Я написал, но не от Рулина. а от Рулева Петра Семеновича. Ну а он расписался Рулин. Паспортов тогда не было, и фамилию подтвердить только родственники могли; а вводились паспорта, меня в Ивановке не было, я был на Камчатке

 ТРАГЕДИЯ

ИВАНОВКА весной 1919 года очень пострадала от японских интервентов и русских белогвардейцев. Много жителей было расстреляно и сожжено живыми, чему свидетельствуют обелиски и памятники. Мне в ту пору было шесть лет. Добрая половина села была сожжена - горели хатенки под соломенной крышей вместе с надворными постройками и скирдами соломы и сена. Матери с детишками, в том числе и наша мама, прятали ребят в погреба, да и сами прятались, а скотина и свиньи бегали по улицам. По дворам шастали японцы и белоказаки. В погребе сидеть, особенно нам, детям, было холодно, потому что в каждом погребе был лед уже завезен на лето, в подполье сидеть было опасно, если подожгут хату. Поэтому женщины сговорились поймать лошадей, запрячь повозки, взять одежонку и продукты и уехать на   заимку или   в   другое село, например. Петропавловку. Но сделать это было не просто, так как лошадей в базах не было, идти же за огороды к речке женщины боялись А время шло. Они, видимо, решили дождаться вечера, может кто из мужиков придет и поможет женщинам уехать со двора Но в это время наша бабка - отцова мать позвала женщин из погреба — тушить пожар: наш дом по дожгли белогвардейцы. Взрослые вылезли из погреба, а нас прикрыли крышками, чтобы мы, пацаны, не вышли во двор. Хорошо, что наш дом был обмазан глиной и крыша была цинковая, поэтому он не горел пламенем, а тлел, как мать говорила, но тераска и веранда сгорели, а дом женщины все же потушили: колодец был во дворе.Но, тут случилась другая беда: подъехали казаки. Женщины, увидев их, разбежались опять по погребам. А отцова мать и сестра Настя лет 20-ти тоже тушили дом. Один из офицеров «положил на нее глаз», хотел изнасиловать. Настя отбивалась, но тот крепко ее держал. Она, было, вырвалась, но он схватил ее снова и. держа за волосы, выстрелил из пистолета. Прострелил ладонь правой руки и локоть левой. Мать ее, видя это, упала в обморок, а остальные женщины попрятались и притихли. И только Настя кричала криком от боли, засунув руки в ведра с холодной водой. Офицер с командой уехал по направлению, где стояли кучи мужиков за нашим огородом. И через не которое время мы услышали стрельбу из пулеметов и крики — это японцы расстреливали согнанный за наши огороды народ. Потом, говорят, интервенты ходили по кучам тел и кололи штыками всех, кто шевелился и кто уже был мертв. А недалеко в кустах и канавах метались и рыдали родственники погибших ивановцев.Японцы, пройдя со штыками по всем кучам, ушли в центр Ивановки, а живые   бросились   разыскивать трупы  своих родственников, чтобы  похоронить   на   кладбище. В это же время в восточной части Ивановки интервенты загнали в амбар Мысака более тридцати человек мужчин и женщин и подожгли этот амбар. Заживо сгорели люди. После этого японцы ушли из Ивановки, а родные и родственники погибших на месте амбара собирали оставшиеся кости, золу и землю и носили на кладбище хоронить. После ухода японцев и белоказаков Ивановка просматривалась насквозь по улицам Наверное, не более трети осталось домов и хозяйственных построек. Много ипановцев остались без крова, скота и птицы. Многие уехали на заимки. Оставшиеся построили из чего смогли времянки. Кто как смог. А впереди проблема — весенняя посевная    и   будущая   зима.

...И   НАЧАЛИ СТРОИТЬ  СОЦИАЛИЗМ

О ТАКИХ ВОТ условиях ивановцы  продолжали жить до весны 1930 года. А в 1930-м в районе началась коллективизация. В Ивановке был создан колхоз - гигант им. Сталина. А между Ивановкой и Дмитриевкой — коммуна «Заря». Первые годы «Заря» гремела: и буфет свой в клубе имела, и спектакли чисто ставили. А по том «загремела». Видимо, опыта у руководства не было.В это же время в Ивановке начали создавать МТС. Помню, как вес ной, когда река Будунда вскрылась, и вода залила низкие берега, в Ивановскую МТС из Березовки гнали трактора с разными прицепами. Председатель сельского Совета Небасов командовал на мосту трактористу — куда ехать, чтобы не попасть в дыру настила. Один тракторист не разобрал, наверное, команду Небасова, подъехал к перилам моста и остановился. Небасов забежал к нему наперед (а дело было вечером — темно) и приказал идти на середину моста. Но тракторист, видимо, растерялся, не повернул руль, пустил трактор вперед  Перила рухнули, и трактор упал в речку. А с ним тракторист и Небасов. Но тракторист выплыл и его вы тащили, а Небасов вместе с трактором пошли на дно. И только на второй день народ канатами вытащил на мель трактор и Небасова — он л держался руками за переднюю ось трактора.                                                  

ТАМ,  ГДЕ  БЫЛО  БОЛОТО

КАК НИ ТЯЖЕЛО было людям, но Ивановка, выправив свою спину, начала строить социализм Много было построено хороших зданий, палисадников, дорог Я думаю, что правду говорят в народе: все зависит от человека. Много лет центр Ивановки был украшен большим болотом с тысячами лягушек и вьюнов. А улицы и дороги обходили это болото, и трудно к нему было подходить В народе, да и у властей, много говорилось о том, чтобы как-то ликвидировать это болото. И вот, когда председателем Ивановского сельсовета стал Г.С. Ус, болото это исчезло. Вместо него образовались два красивых озера, на забаву детям и рыбакам-любителям, так как в этих озерах не только карась с ротаном, но и сазан водится. А берега озер покрылись соснами и асфальтированными дорожками с красивыми насаждениями. Болото преобразовалось в прекрасное место отдыха не по мановению руки Георгия Семеновича, а по воле его настойчивого характера и многих, многих иванонцев, которые сажали деревья, строили асфальтовые дорожки и берега озер. В год своего 135.летйя Ивановка скажет огромное спасибо им, многим своим жителям, которые, не жалея своих сил и времени, обустраивали не только район бывшего болота, а и другие улицы и площади села. А общее руководство всей этой огромной работой принадлежало председателю Ивановского сельского Совета   Г.С. Усу." Сегодня" посмотреть на Ивановку. особенно летом, и мысленно сравнить с той, что была после нашествия японских интервентов — сравнению не   подлежат.

МОЕ СЕЛО.

Моя дорогая сердцу Ивановка на будущий год отметит 135.летие. Очень хочу, чтобы она была еще красивее, чтобы она была по-настоящему родной для тысяч ее жителей.


Дом Рулёва П.С. по ул. Партизанской.
В октябре 1918 г. в присутствии Ф.Н.Мухина решался вопрос сбора оружия, подготовки вооружённого восстания


назад дальше
Hosted by uCoz