К СОБЫТИЯМ 22 МАРТА 1919 ГОДА В СЕЛЕ ИВАНОВСКОМ

Простить, простили, но забыть, мы не имеем права...

«Пройдут годы, века пройдут, но это место, место страшного кошмара, этого пепелища сгоревшего костра из живых людей вы не забудете долго, к нему седые старцы будут приходить оплакивать прах святых мучеников. Долго-долго вы, матери, жены и сестры, рыдая, будете орошать это место своими кристальными слезами, и когда высохнут ваши слезы, молодое поколение будет передавать из рода в род об этой страшной драме и, проходя, они будут снимать свои шапки и преклонять обнаженные головы перед мучениками и будут слать проклятье палачам»...

 


День траура


22 марта - день траура, день массовых расстрелов, порок и сожжения живых людей и зданий села Ивановки. Этот день тяжелых воспоминаний, день народной грусти и печали Ивановны чтут всегда.
Уже к 9 часам утра к волнарревкому собралось много публики: тут были и седовласые старцы и старухи, и все малыши, умеющие ходить, а не умеющих матери принесли на руках.
Из города пригласили духовой оркестр, отпущены все народоармейцы-ивановцы. Ровно в 10 часов распорядитель траурной процессии открыл митинг, т.к. крестьяне пожелали заслушать доклад по текущему моменту.
После часовой речи т. Щеголева траурная процессия, с пением похоронного марша, с развевающимися красными знаменами двинулась к месту братской могилы расстрелянных 200 ивановских крестьян, в большинстве зажиточных, ничего общего с большевиками не имевших. После двух произнесенных речей, красочно набросавших картину зверской расправы над крестьянами, процессия прошла на место расстрела учителя Матыиина.
Отдав должное своему любимому учителю, шествие остановилось в церковной ограде, где наряду с другими погребен 18-летний юноша, закончивший 2-классную ивановскую школу - сын зажиточного крестьянина Бондаренко, со всем пылом отдавшийся делу революции и погибший от рук палачей.
Далее шествие остановилось на реке Манжурке, на мосту, где палачи-золотопогонники убили, собрав в селе, десять преклонных стариков от 60 до 96 лет. Наконец, траурное шествие остановилось на месте живьем сожженных 40 человек, запертых в амбаре, который был облит керосином и подожжен.
На трибуну поднимаются учителя и общественный работник Ивановки, с трудом сдерживая рыдания, рассказывает о диком изуверстве палачей. Сквозь слезы произносит, чудом спасшийся от рук палачей, свою прочувствованную речь крестьянин Бочко. Последним говорил Щеголев:
- Пройдут годы, века пройдут, но это место, место страшного кошмара, место пепелища сгоревшего костра из живых людей, вы не забудете, долго к нему старцы будут приходить, оплакивать прах святых мучеников, долго-долго вы, матери, сестры, рыдая, будете орошать это место своими кристалльными слезами. И когда высохнут ваши слезы и молодое поколение будет передавать из рода в род об этой страшной драме и, проходя, они будут снимать свои шапки и преклонять обнаженные головы пред мучениками, и будут слать проклятия палачам.
Письмо из Ивановки в газету «Амурская правда», 1920 год


Незабываемая дата

По приблизительному подсчету, сделанному самими Ивановнами, в огне в то время у них погибло около 130000 пудов разного хлеба, из них одной только пшеницы около 58 тыс. пудов и овса свыше 57 тыс. пудов. 418 различных строений (домов, амбаров и прочего), принадлежавших каждому крестьянину в частности, и кроме того — школа, здание кредитного банка, сельское управление, две лавки общества потребителей, и прекрасно оборудованная сельскохозяйственная мастерская, исчисляющая в несколько десятков тысяч золотых рублей, бесчисленное количество разного рода сельхозинвентаря (молотилки, жнейки, плуги, косилки) и прочая, и прочая.
Но, кроме этого, было убито и сожжено в огне около 300 человек мужчин, женщин и детей. Среди последних были дети в возрасте до полгода, а среди мужчин насчитали убитыми 39 стариков в возрасте свыше 60 лет, причем одному из них было 96 лег. Таким образом, около 200 семей лишились своих работников и 1000 детей остались без отцов или матерей, а многие совсем круглыми сиротами.
В газете "Амурское эхо" 29 марта социал-демократ Н.Чиликин писал: «Мы смело можем сказать, что мера, примененная к жителям Ивановки, привела к тому, что крестьяне, наконец то, почувствовали на себе, грубо выражаясь, узду».
В связи с прошедшим на днях в областном народном собрании оглашен на днях наказ, данный Ивановским сельским обществом своим уполномоченным, в котором они описывают безысходную нужду, постигшую их в результате всего пережитого за последние годы в связи с разгромом их села три года назад.
Они обратились к более хлебным селениям с просьбой отпустить взаимообразно под круговую поруку зерна. Но такие селения, как Тамбовка, Чуевка, Лазаревка, Козьмодемьяновка и другие отказали, говоря, что лучше сожжем, но не дадим.
Вот к чему приводит прищепенско-чиликинская «мера», когда самое богатейшее село области превращается в село нищих, стоящих на пороге голода людей и собирающихся, закрывши глаза, бежать куда попало.
«Амурская правда» от 22 марта 1922 года


Поклонись сожжённому селу

(Краткое описание дня трагедии Ивановки из музейных документов "Амурец" №10 за 20 марта 2009 года)

22 марта 1919 года, суббота, 11 часов утра, тихий солнечный день. В церкви много народа, спокойно ведет службу священник Платон Мышкин. Над молящейся толпой ровно гудит голос-притча Георгия Паргачевского.
Вдруг с северо-западной части села, со стороны сел Дмитриевка, Березовка и Луговое раздались оглушительные пушечные выстрелы. Над Ивановкой разорвался снаряд, один за другим повторились выстрелы. В селе рвутся снаряды, от которых со свистом и визгом во все стороны летит картечь. От снарядов загораются дома, падают убитые люди и все живое. От неожиданности в церкви началась паника, поднялся крик.
Это прибыл из Благовещенска японский батальон. В 1,5 км. от Ивановки он начал артиллерийскую подготовку шахматным порядком: японцы выполняли приказ командующего японскими войсками в Приамурье генерал-майора Ямады.
Японские отряды цепью охватили село с северной, западной и восточной стороны. Началось что-то непонятое, кошмарное: домашний скот мечется во все стороны. Спасая свою жизнь, люди бегут на юг села и куда попало: смерть, слезы людей, лай собак и рев животных - все перемешалось. Наконец бомбардировка, продолжающаяся в течение двух часов, закончилась. Начинается наступление на село.
Многим ивановцам в суматохе удается чудом скрыться, и в селе остаются в основном женщины и старики.
Заняв мирное село каратели старательно и спокойно, не торопясь обкладывают дома, постройки соломой и зажигают их. Люди задыхаются от дыма и куда бы они ни бежали, всюду попадают на цепь интервентов и тут же погибают.
С разных концов в центр села интервенты сгоняют оставшихся в живых мужчин, выстраивают их группами по 30-40 человек и расстреливают из трех пулеметов. Кто не хочет идти добровольно, тех убивают на месте, многие сгорают в пожарищах.
Центр Ивановки превратился в общую огневую пасть, в бушующее пламя, пожирающее все живое и мертвое без разбора.
Японцы толпами гонят людей за село на открытую местность Эта небольшая площадка превращается в «лобное место».
На этой площади людей выстраивают в два ряда и приказывают стать на колени, напротив заранее установленных пулеметов. Раздается команда, зловеще трещит пулемет, свистят пули и невинные жертвы падают на влажную землю. . Пулеметы в два приема положили на землю 254 человека. Пехотинцы проходят вдоль поваленных пулями жертв и прокалывают труп за трупом. Земля смешалась с морем крови людской.Эта гнусная работа выполнялась палачами «на совесть». На второй день с трудом удалось обнаружить только одного случайно оставшегося в живых человека с простреленным плечом и проколотой шеей. Это был Гаврилко - местный ивановский крестьянин.
А другая часть карательного отряда в это же время шарит по домам, копается в сундуках, забирает деньги и все ценное.
Некоторые старики откупают свои жизни за довольно крупные суммы, но, получив выкуп, палачи не щадят их - тут же расстреливают.
Только к вечеру в пламени и дыму оставили каратели Ивановку. Выглядело село ужасно. Улицы покрылись разбросанными трупами убитых людей и животных. Позы трупов были разные: с распростертыми руками, бегущее положение, просто обгоревшие головешки. У многих трупов одичавшие, бездомные свиньи повыедали животы и растаскивали по улицам внутренности. У большинства трупов открытые глаза, которые как бы спрашивали -аза что? Убирать трупы некому.
Дым от горевшего и тлевшего хлеба, остатков построек застлал все село, и уже в нескольких метрах ничего не было видно.
Два дня над селом висело густое черное облако дыма, которое было видно окрестным селам в радиусе 20-25 км.
Не было видно солнца в течение недели. Всюду слышны были стоны, рыдания женщин и детей, оплакивающих убитых членов семьи и опустевшие усадьбы. В таком состоянии находилась Ивановка в течение нескольких дней.
Постепенно люди успокаиваются, приходят в себя, постепенно сходится в Ивановку разбежавшийся народ - собирают окровавленную землю, разыскивают останки родственников, обрабатывают трупы.
А многие, обезумев, еще продолжают бесцельно бродить по улицам Ивановки, или бегут на заимки, в соседние села. И это уже после того, как в Ивановке не осталось ни одного японского солдата, а в самом селе наступила мертвая тишина.
(*Амурец*, 21 марта 1992 года. Печатается в сокращении.)
Полоса подготовлена
Валентиной КОНДРАТЮК
по материалам, предоставленным научным сотрудником Ивановского музея
Натальей Григорьевной АДАМЕНКО

Память в веках и поколениях


назад дальше
Hosted by uCoz