История Ивановской школы

На фото: коллектив учителей 1956 год.



ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (1952-1966 гг.)

В1999 году Ивановская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа отметила свое 125-летие. В 1994 году научный сотрудник музея Прилипко А. А. в газете "Амурец" опубликовалаа статью "Школа - явление историческое". Статья охватывает период становления Ивановской школы с момента ее образования и до Великой Октябрьской социалистической революции. Материал интересный, знакомит читателя с историей школы, проблемами учебно-воспитательного процесса того времени, материальной базой. Первыми учителями. Я рассматриваю историю школы в 1950-е - 60-е годы, Когда был период нововведений, становления и совершенствования политехнического обучения в общеобразовательных школах СССР, процесс соединения обучения с производственным трудом.
Ивановская средняя школа №1 в 1952 году размещалась в трех деревянных зданиях, два других были приспособлены под интернат. Во всех школьных помещениях - 14 классных комнат, физико-химический кабинет, небольшой спортивный зал. Занятия проводились в две смены, наполняемость в классах оставалась высокой. Имелся пришкольный участок, географическая площадка.
В 1952-53 учебном году в школе обучалось 847 учащихся. Было 30 учителей. Высшее педагогическое образование имели 10 учителей, закончили учительский институт- 7, педагогическое училище - 10, не имели педагогического образования - 3. К началу 60-х годов работало уже 43 учителя, из них 23 с высшим образованием. Материальная база школы далеко не отвечала требованиям школьных программ, организации нормального учебно-воспитательного процесса. Недостаточно было приборов по физике, химии, наглядных пособий по предметам, отсутствовал спортивный инвентарь. В школе Уровень подготовки этих детей, принятых в 5-е и 8-е классы, был неодинаков. Для них требовался значительный период адаптации в новых условиях, дополнительные занятия и индивидуальная работа.
В интернатах не было нормальных условий для выполнения домашних заданий, дети готовили пищу каждый себе.
Острой оставалась проблема семилетнего всеобуча, второгодничество. Успеваемость в 1954 году в школах района составила 73,1%, в Ивановской средней школе - 77%.
В этот период советская школа стояла на пороге серьезных изменений. Намечалась дисциплин в свете новых учебных программ, подготовки учащихся к трудовой деятеяьности, с учетом особенностей каждой школы, его производственного окружения. Это была целая революция в системе народного образования. В программу 1954-55 учебного года были введены уроки труда в 1-5 классах, затем они были продолжены в 6-7, а в старших классах вводятся практикумы по электротехнике, сельскому хозяйству, машиноведению. С учетом этих изменений планируется и кружковая работа. Новые учебные программы предусматривали повышение квалификации учителей.
Все эти проблемы нужно было решать. В первую очередь обратили внимание на повышение квалификации учителей. Девять из них поступили на заочное отделение Благовещенского педагогического института и успешно закончили его. Заменили преподавателя физического воспитания специалистом из физкультурного техникума, а затем пришли на работу в нашу школу ее выпускники - Г.В. Вац, А. П. Тарасов, специалисты с высшим образованием.
Для занятий по труду приспособили классную комнату. Многие наглядные пособия изготовили в школе. С кафедры физики БГПИ школе было передано много приборов, что улучшило проведение лабораторных работ по физике и организаций занятий в технических кружках. Ивановская МТС(шевствующая организация) передала тракторы, (от "Универсала" до "ДТ - 54"), сельхозинвентарь. Инженер с высшим образованием, заведующий мастерскими МТС А.Гавриленко вел в школе тракторный кружок. Руководители областного общества "Искра" П.Наумов и А.Белоглазов передали школе 160 пар новых лыж, 40 пар хоккейных коньков с ботинками, футбольные и волейбольные мячи и другой спортивный инвентарь. Это положительно сказалось на выполнение программ по зимним видам спорта и позволило организовать работу лыжной и хоккейной секций.
5 февраля 1959 года, с принятием Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", начинается второй этап перестройки системы народного образования. В законе указывалось, что главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, к общественно-полезному труду, дальнейшему повышению уровня общего, нравственного и политического образования.
Этим законом было предусмотрено, что обучение в неполной ней школе осуществляется с 1-го по 8-й классы, а в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением учащиеся получают среднее образование в профессиональную подготовку в течение 3-х лет.
На педагогическом совете Ивановской школы решили вести профессиональную подготовку учащихся по специальностям: механизатор широкого профиля и животновод.
С окончанием строительства школы на 280 мест в январе 1960 года одно здание школы оборудовали под учебные мастерские и классы для 5-8 и 9-11 классов. В них разместились столярные и слесарные мастерские, в одной из комнат были установлены новые токарные станки по дереву; оборудованы классы по изучению автомашины, трактора, класс по животноводству. Все они имели современное оборудование, наглядные пособия. При новой школе осваивался новый пришкольный участок, учащиеся получили типовой спортивный зал с необходимым оборудованием. Рядом со школой находился стадион райцентра, позволяющий вести занятия по летним и зимним видам спорта в соответствии с учебной программой.
Для проведения производственной практики в 9-11 классах колхоз "Родина" выделил комнаты в ремонтах мастерских и на животноводческой ферме. Правление колхоза направило на постоянную работу в школе специалистов с высшим образованием: С.М. Малюшкина и ученого зоотехника М.Д. Савонову. Школа имела всю необходимую технику по полеводству и с 1960 года самостоятельно ремонтировала ее и даже оказывала помощь колхозу. В районе пионерского лагеря им. Павлика Морозова в 5 км от Ивановки, было построено добротное здание для учащихся 9-11 классов, где они во время летней практики жили, работали и отдыхали. Непосредственно на школьном поле имелся полевой стан. Лагерь труда и отдыха хорошо зарекомендовал себя. Разумное сочетание труда и отдыха, спортивные и культурно-массовые мероприятия улучшали здоровье школьников, приобщали их к общественно-полезному труду, создавали здоровый нравственный климат. Своим трудом школьники вносили посильную лепту в строительство и развитие общества. На производственную практику в этих классах отводилось 224 часа, в 11-х классах наполовину меныпе (с учетом выпускных экзаменов). В 1959 году школьная бригада вырастала кукурузу на площади 15 гектаров, обработала ее аминной солью 2-4Д и получила рекордный урожай зеленой массы (по 550 центнеров с гектара), В следующем году результат был улучшен. Уже на площади 30 гектаров урожайность составила 600ц зеленой массы с гектара. Такой урожайности в совхозах к колхозах района никогда не получали. Производственной бригаде было доверено посеять и провести весь цикл работ по распространение нового сорта пшеницы "Амурская-71" известного селекционера, ректора Благовещенского сельхозинститута Одноконя. С одного гектара было получено 17,5 центнера. По тем временам это был неплохой результат.
В 1961 году посевная площадь школьной бригады составляла 360 гектаров. С площади 65 гектаров школьная бригада в этом году получила урожай сои по 14,5 ц с гектара. Особое внимание обращалось на опытническую работу. Учащиеся применяли знания, полученные по химии, биологии. Опыт работы производственной дважды освещался в киножурнале "Дальний Восток", по Амурскому областному телевидению.
В августе 1956 года директор школы Первушин В.Г. выступил на четвертой областной научно-практической конференции работников народного образования с докладом "Политехническое обучение как средство повышения социалистического воспитательного значения школы", который был опубликован в сборнике "Из опыта воспитательной работы и политехнического обучения в школе" (Амурское книжное издательство, 1957). А в феврале 1960 года на базе Ивановской средней школы Амурским областным отделом народного обраэования и Институтом усовершенствования учителей проведен семинар директоров сельских школ области по теме: "Из опыта организации политехнического, трудового и производственного обучения в Ивановской средней школе" (Докладчик В.Г. Первушин).
К этому времени Ивановская, Малосазанская и Болдыревская школы становятся методическими центрами среди сельских школ области. Почти все предметные методические объединения возглавили в районе учителя Ивановской школы. Работая заведующим районного отдела народного образования, я продолжал пропагандировать и обобщать опыт Ивановской и других школ района. В феврале 1962 года на курсах заве дующих районо при Центральном институте усовершенствования учителей в г. Москве выступил с рефератом по теме политехнического и производственного обучения, работе производственных бригад в школах Ивановского района. По результатам выступлений был зачислен при институте в группу работников образования работающих над отдельными педагогическими проблемами. А в 1963 г, доклад "Из опыта организации производственного обучения в школах Ивановского района" был представлен на центральные "Педагогические чтения" и отмечен грамотой Академии наук РСФСР.За основу доклада был взят опыт Ивановской средней школы.
Большие возможности для расширения политехнического кругозора школьников и подготовки их к будущей практической деятельности имели внеклассная и внешкольная работа.
С начала 1-го этапа перестройки школы особое место занимала работа кружков, которых насчитывалось от 19 до 22. В них было занято 80% учащихся. Особое внимание обратили на технические кружки (физико-технический, радиотехнический, авиационного и морского моделирования, токарный по дереву). Успешно работали хоровой, танцевальный кружки, кукольный театр, оркестр народных инструментов, спортивные секции по легкой атлетике, хоккею с мячом.
В 1960 году в центральном педагогическом журнале "Школа и производство" была опубликована статья "Из опыта организации кружковой работы в Ивановской средней школе". (Автор В. Г. Первушин).
На хорошем уровне была поставлена опытническая работа на пришкольном участке. Школа была занесена в Книгу Почета Амурской областной станции юных натуралистов.
С 1954 года Ивановская средняя школа стала инициатором проведения в мартовские каникулы выставки детского творчества. В эти годы в школе активизировалась тимуровская деятельность пионерской дружины. Возглавляла ее бывшая воспитанница детского дома Белла Степановна Пивкина.
В декабре 1959 года ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр пионерских дружин с задачей вовлечь пионеров в активную общественную и производственную деятельность. Пионерская дружина школы заняла первое место среди сельских школ области и заслужила пять путевок во Всесоюзный лагерь "Артек". Пятая путевка была предназначена Б.С. Пивкиной, которая в нем в течение 40 дней работала вожатой отряда. За успехи в учебно - воспитательной работе учителя Евтушенко А.Д.,Евтушенко Д.С, Шохалевич В.А., Одинцова Н.Ф, награждены орденами СССР. Герус А.Г. и Шульге В.Н. присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". Знаками "Отличник народного просвещения СССР" и "Отличник народного просвещения РСФСР" награждены 17 учителей, двое удостоены Почетных грамот Министерства просвещения РСФСР.
Политехническое обучение в советской школе давало в руки учащимся надежный ключ к дальнейшему получению бесплатного образования и свободному выбору профессии, а государство обеспечивало выпускникам учебных заведений работу по специальности.

Встреча с учениками 1941-1985г

На фото: Первушина Р.И., ..., Рулёва В.П., Советников В.М., Марьенко П.Д., ...., Сурикова В.А., ....

Слабких Н.М., Шохалевич В.А., ........Одинцова Н.Ф., ...., Парфёнова М.М

Директор музея В.Г Первушин.


назад дальше