ДЯДЯ ВАНЯ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор. Елена Андреевна, его жена, 27-ми лет. Соня, его дочь от первого брака. ВошшЦкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора. Воиницкчй Иван Петрович, ее сын. АстрОв Михаил Львович, врач. Телегин Илья Ильич, обедневший помещик. Мари№> старая няня.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Астров и Марина вспоминают прежние годы, Астров жалу-ется, что его "затягивает жизнь", повседневные заботы и оби-лие работы- Он замечает, что чувства его совсем притупились, любит oil одну старую няню. Астров ужасается тому, что он столько работает без надежды на благодарность, без перспек-тивы отдыха, а стало быть - без всякого смысла. Марина сетует на то, что после приезда в дом профессора Серебрякова и его молодой жены все в доме пошло напереко-сяк: привычный распорядок дня нарушен, потому что Сереб-ряков cmiT до полудня, зато потом ночью будит прислугу и тре-бует корМить его- Войннцкий развивает эту тему. Он и Соня много лсТ работали в имении, выжимали из хозяйства макси-мум, отказывали себе в мелочах, чтобы больше денег направить профессору- Они верили, что он гениален, что он великий че-ловек, а теперь Войннцкий понимает, что Серебряков - ничто-жество. "Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно известно, а для глу-пых неинтересно, - значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии! Он вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен, значит, двадцать пять лет он занимал чужое место". Войпицкий считает, что Елена должна изменить старому мужу, которого терпеть не может (по мне-нию Войницкого). Входят Елена, Соня, Мария Васильевна. Астров интересу-ется у Елены, можно ли видеть профессора, который посылал за ним по поводу своей болезни. Елена отвечает, что накануне муж хандрил, а сегодня уже чувствует себя хорошо, так что, видимо, и принимать Астрова, проехавшего ради пего тридцать верст, он не станет. Мария Васильевна погружена в изучение каких-то брошюр, которые ей "присылают". Она боготворит своего бывшего зятя, всех призывает "слушаться Александра". Войиицкий постоянно вслух сокрушается о своей несложив-шейся жизни, несбывшихся мечтах, несостоявшемся предназ-начении, но не уточняет, в чем это предназначение состоит. Астров любит лес, в свободное время сажает деревья, разра-батывает карту района, на которой отмечает состояние лесов уезда на протяжении последних пятидесяти лет. Он ратует за сохранение лесов, за использование других способов отопле-ния помещений (не дровами, а торфом), надеется, что вскоре люди поймут, что нельзя истреблять природу благодаря таким, как он сам. Об этом Астров рассказывает Елене. Та мало что понимает, считает, что молодому доктору не пристало иметь такие странные увлечения. Напротив, Сопя, тайно влюбленная в Астрова, с воодушевлением относится ко всем начинаниям доктора. После ухода Астрова и Сони, которая отправляется его про-вожать, Войшщкий пытается объясниться в любви Елене, ру-гает Серебрякова. Елену это утомляет.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Ночь. Серебряков плохо себя чувствует, капризничает, не даёт спать Елене и Соне, которые по очереди дежурят возле него. Серебряков попрекает Елену ее заботой, брюзжит, надоедает ей обещаниями вскоре умереть, требует еще большего внима-ния: "Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему ка- бинету, к аудитории, к почтенным товарищам - и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры... Я хочу жить, я люблю успех, известность, шум, а тут - как в ссылке". Марина приходит сменить Елену и Соню. Вопшщкий улу-чает минуту, чтобы оказаться наедине с Еленой и вновь прини-мается говорить о своих чувствах. Елена жалуется: "Неблаго-получно в этом доме. Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мной вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто пре-зираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать прини-малась плакать..." Елене Войницкий противен, она уходит, а он принимается сокрушаться, почему не женился на ней сам, а предпочел но-ситься с Себряковым, как с писаной торбой, и забывать себя ради его науки. Вошедший Астров замечает, что Елена и впрямь роскошная женщина. Он пьян; он сознается, что только в пья-ном виде он по-настоящему чувствует себя человеком - делает сложнейшие операции, рисует планы будущего, верит, что при-носит человечеству пользу. Соня умоляет Астрова больше не пить. Астров говорит, что в доме Серебряковых можно задох-нуться - настолько воздух там пропитан взаимной ненавистью и праздностью. Даже для Елены Астров не находит оправда-ний: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Она прекрасна, спора нет, но.... ведь она толь-ко ест, спит, гуляет, чарует нас всех своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают дру-гие... А праздная жизнь не может быть чистою". Соня говорит Астрову один комплимент за другим, намека-ет на свое чувство к нему. Астров как бы не понимает, о чем o речь. Между прочим, он замечает, что Еленой он мог бы увлечь-ся, потому что она очень красива. Соня знает, что, хотя у нее много других достоинств (доброта, великодушие), она не мо-жет завоевать любовь Астрова, потому что внешне непривле-кательна. Елена предлагает Соне помириться, уверяет, что вышла за Серебрякова по любви, но не рассчитала свои силы и очень ус-тала от капризов и брюзжания вечно недовольного старика. Он даже не разрешает ей играть па фортепиано под предлогом сво-его плохого самочувствия, невзирая на то, что Елена закончила консерваторию и музыка - ее профессия. Соня просит Елену побеседовать с Астровым и узнать, может ли она, Соня, рассчи- тывать на взаимность. Елена и без беседы знает ответ, но согла-шается выполнить просьбу падчерицы. Елена приглашает Астрова в комнату, просит показать ей карты, составленные им, мало что понимает из страстного мо-нолога доктора, ратующего за разумное и бережное отношение к природе, бранящего людей за то, что они не умеют распоря-диться достижениями прогресса. "Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов легли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифте-рит, пожары... Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от кос-ности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти ос-татки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессоз-нательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разру-шено уже почти все, но взамен не создано еще ничего". Елена неумело переводит разговор на Соню и, убедившись в том, что Астров не питает к той никаких чувств, просит его перестать без необходимости бывать в доме. Астров же называ-ет Елену "милой хищницей", решает, что разговор затеян для того, чтобы подразнить его. Он понимает, что начал чересчур часто бывать у Серебряковых из-за Елены. Несмотря на клят-вы Елены в том, что у нее и в мыслях не было ничего подобно-го, Астров назначает ей свидание и целует. В это время входит Войницкий. Астров исчезает, а Елена объявляет, что уезжает из имения прочь и требует, чтобы Войницкий уговорил Сереб-рякова согласиться на немедленный отъезд. Профессор собирает всех в одной комнате и объявляет, что намерен продать имение, потому что жить в деревне он не мо-жет, а средств на жизнь в городе ему не хватает. Серебряков просит совета домашних, ссылаясь на свою непрактичность. Он предлагает купить небольшую дачу в Финляндии, а деньги от продажи имения поместить в процентные бумаги. Войницкий выходит из себя. Он интересуется, куда девать-ся ему вместе со старой матерью и Соней; припоминает Сереб-рякову, сколько он работал на него без прибавки жалованья, не смея потратить лишнюю копейку на себя. Наконец, Войниц-кий говорит, что на самом деле имение принадлежит Соне, ко-торой оно досталось по завещанию матери, а стало быть имен-но Соня и должна решить, как поступить с имением. Мария Васильевна требует, чтобы Войницкий не противо-речил Серебрякову, который, конечно же, лучше всех знает, как поступить. Но Войницкий не унимается: в свое время он отка-зался от своей части наследства в пользу сестры, первой жены Серебрякова, сам титаническими усилиями вывел имение из долгов, наладил хозяйство. Он заявляет, что Серебряков - ноль в науке, что он погубил жизнь Войницкого, из которого "мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский". Все уговаривают Войннц-кого не ссориться с профессором. Войницкий кидается в сосед-нюю комнату, хватает пистолет. Соня на коленях умоляет отца помириться с Войницкпм, потому что практически все из ска-занного "дядей Ваней" - правда. Серебряков идет к Войницко-му, тот дважды стреляет в него, но промахивается. Елене дур-но, он умоляет увезти ее немедленно из дома.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Серебряков с Еленой собираются уезжать в Харьков. Вой-ницкий удивлен тому, что он пытался убить человека, а сто не отдают под суд; из этого он делает заключение, что он сумас-шедший. Ему стыдно. Астров утешает его: "Во всем уезде было только два порядочных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, п мы стали такими же пошляками, как все". Астров требует, что-бы Войницкий вернул ему морфий, который тот потихоньку взял из походной аптечки. Елена приходит проститься с Астровым, отправляет Вой-ницкого мириться с Серебряковым. Астров замечает, что при-езд профессорской четы перевернул весь уклад жизни его оби-тателей, "все... должны были побросать свои дела и все лето за-ниматься только подагрой вашего мужа и вами... куда бы ни ступили вы и ваш муж, повсюду вы вносите разрушение". На прощание они обнимаются. Входят помирившиеся Войницкнй, Соня, Серебряков. Они сошлись на том, что все будет по-старому: Соня к Войшщкин будут работать непокладая рук, отсылать все деньги Серебря-кову, а тот, как и прежде, будет проживать в городе тысячи. Серебряковы уезжают. Марина рада: в доме опять установится привычный распо-рядок. Астров прощается: он тоже долго не приедет в этот дом. Соня и Войпицкий садятся переписывать счета. Соня уверяет Войницкого, что надо терпеливо сносить все посланные на их долю испытания, покорно умереть - и только после смерти у них начнется светлая и радостная жизнь, только после смерти они смогут отдохнуть.

 

Hosted by uCoz