Система работы в школе

Хрусталёв Александр Львович

Что нужно для того, чтобы добиться успеха?
Ничего не уничтожать и совершенствовать имеющееся.
Н.И. Лобачевский

 


 На фото: пед. коллектив Ивановской МСПОШ (юбилей школы)
 Система работы

Чему хочу научить своих учеников?
Вооружить необходимыми знаниями для практической деятельности, продолжения образования. Как могу увлечь ученика своим предметом?
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, которые необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится все перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой учеников. Стараюсь учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; строю свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве со мной: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Как же этого можно добиться?
Во - первых, стараюсь сделать каждый урок интересным для ребят. Нахожу формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. Считаю, что в каждом уроке должны быть свои изюминки, не бывает не интересных тем, бывает недостаточная подготовка учителя по данной теме.
Во - вторых, очень важен психологический комфорт на уроке. Для этого важно создать атмосферу сотрудничества, основанную на уважении учителя к ученикам и учеников к учителю. Отсюда и основные средства деятельности моей и учеников — творчество, созидание, поиск.
Знания и умения добываются учеником в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребенка. Опора делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. Создание перечисленных условий, на мой взгляд, влияет на интеллектуальное развитие, возникновение подлинных учебных мотивов, потребность в самостоятельном приобретении и обновлении знаний.
Главной задачей вижу — создание условия для раскрытия индивидуальности
каждого ученика, помочь ему реализоваться в учении, общении.
В процессе многолетней работы в школе сложилась своя система построения учебного процесса, ориентированного на личность ученика, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей:
— в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;
— ответственность за успех учебной деятельности разделяют учитель,
родители, ученик;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей
с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, принятию важных решений.
Методы работы в среднем и старшем звене разные, но нацелены на решение всех этих задач. В среднем звене обязательно ведутся диагностические карты усвоения учебного материала по темам (в старшем звене они заменяются зачетными ). Обучение ведется через дидактические и развивающие приемы, Широко используются нетрадиционные уроки, которые повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Особенно интересны и познавательны те уроки, к которым ученикам дается творческое индивидуальное задание: составить кроссворд, рассказ, задачи из жизненного опыта, задачи на материале других предметов. Использование творческих работ учащихся на уроке позволяет внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, пробудить интерес. А формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Использование информационных технологий, позволяет значительно экономить время на уроке, демонстрировать четкие образцы оформления решений, повышает уровень наглядности.
В старших классах перехожу на уровневую систему обучения. Материал изучается
лекционно - зачетным методом. Ученику дается право самому определять уровень заданий, какой ему по силам, но в дальнейшем этот уровень обязательно растет. В этом звене идет упор на обучение учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система познавательно - исследовательских методов и приемов, используются различные виды уроков: лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачет. Для развития творчества используется такой прием: в начале изучения темы ученикам предлагается виды работ (например, исследовать уравнение и способы его решения, составить «Банк данных» по теме, подобрать материал по теме из других источников и т.д.) и сроки их выполнения. Ученики выбирают то задание, которое им по силам, или заинтересовало или предлагают что-то свое. Это помогает ученику лучше усваивать учебный материал.
При построении учебного процесса использую образовательные технологии, позволяющие развивать творческое мышление учащихся, активизировать внимание, развивать память, умения применять знания, навыки в новых ситуациях ( проблемное обучение, развивающее обучение, уровневую дифференциацию, элементы модульной технологии и др. ). Планируя свою работу, осуществляю учет психологических и индивидуальных особенностей учащихся, опираясь на результаты диагностик, проводимых совместно со школьным психологом.
Информатика сложный предмет , поэтому развитие интереса к предмету стоит на одном из первых мест. На каждом уроке стараюсь поддерживать радостную, непринужденную обстановку, атмосферу доброжелательности, особый творческий микроклимат. И, выбирая методы и средства обучения, я учитываю имеющийся уровень развития познавательного интереса, творческого потенциала.
Талмуд сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как учителя - выявить уникальный потенциал каждого ученика. И самый радостный миг моей работы - это миг увидеть учебные достижения каждого из учащихся. Многие мои ученики теперь нашли дорогу в жизни, и я рада, что им удалось самоопределиться, в этом есть и моя заслуга. Мои выпускники показывают хороший уровень знаний, успешно обучаясь на факультетах учебных заведений, где информатика является профилирующим предметом. Так пять выпускников, закончили факультеты ИСУ, экономический (АМГУ) с красным дипломом, а одна из них Киргизова Ольга продолжает учебу в аспирантуре г. Томска.
Я люблю свою работу, ведь именно благодаря ей, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги - единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьезного размышления. В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
— создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными возможностями;
— убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
— моя практическая задача - привести роман ученика с информатикой к счастливому продолжению.
«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.


Для меня радость заниматься информатикой, но еще большая радость - воспитать ученика, который с интересом учит информатику и понимает ее

.

 учитель информатики

Ивановской МОУ СОШ №1

Хрусталёв Александр Львовичч

2008 год


В современном обществе основным моментом получения хорошего образования является формирование различных компетенций, одной из которых является развитие творческих способностей учащихся через организацию их компьютерной деятельности. К примеру, сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процесс будет только возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в их жизнь. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники должны быть знакомы с ними. Немаловажное значение имеет и знание работы в компьютерной сети Интернет. С помощью Интернета сегодня не только узнают самые свежие новости, но и покупают и продают товары, знакомятся, общаются, устраивают личную жизнь

 


назад дальше