История
праздника
Все знают, что в современном европейском
календаре именно 31 декабря считается последним днем уходящего
года, а 1 января - первым днем года следующего. Однако даже в
Европе так было далеко не всегда. Впервые же первым месяцем года
январь стал считаться в Древнем Риме, когда был принят юлианский
календарь.
Праздновал Рождество?
Распять!
Первые христиане тайно отмечали Рождество Христово, причем
делали это под видом новогоднего праздника, благо, обе даты
почти совпадали. Но поскольку поклонение Христу запрещалось
императорскими указами, то ослушников, заподозренных в симпатиях
к Спасителю, ждало суровое наказание - распятие на кресте. А вот
после легализации христианства, и тем более после падения
вечного города Рождество наконец-то стали праздновать открыто. А
поскольку христианские богословы решили не менять сложившуюся в
течение сотен лет традицию, то в первые века господства
христианства в Европе даже датой рождения Иисуса Христа
считалось 1 января 1-го года. Лишь гораздо позже было
установлено, что на самом деле Спаситель родился 25 декабря,
однако опять же из-за устоявшихся традиций дату празднования
Нового года решили не менять.
Между прочим, ученые, изучающие происхождение этих и других
традиций, обычаев и обрядов считают, что глубинные корни
нынешних новогодних и рождественских празднеств лежат в
естественных природных циклах планеты Земля. Ведь еще тысячи лет
назад человек уже смог подметить, что именно в конце декабря (по
современному, естественно, летоисчислению) перестает
увеличиваться темное время суток, а день, хотя и ненамного, но
все же начинает прибывать. Конечно же, это наблюдение дало
толчок к появлению у многих народов праздника возрождения
природы, приуроченного как раз к концу декабря. И, видимо,
совсем не случайно, согласно Новому завету Иисус Христос
появился на свет именно 25 декабря, в тот самый день, когда
прибавление светового дня начинает явственно ощущаться.
Праздновать дважды
Для восточных славян декабрь стал последним месяцем года
относительно недавно. В нашей стране за последние пятьсот лет
дата празднования Нового года менялась трижды. До введения
христианства русы считали первым днем года, и, соответственно,
днем начала обновления природы 1 сентября. После Крещения Руси
несколько веков подряд наши предки Новый год отмечали дважды: 1
марта - по церковному календарю, а 1 сентября -прежний,
языческий. Представляете, как это было хорошо: дважды в год
можно было вполне официально веселиться...
Традиция «двойного» Нового года закончилась в 1342 году, когда
митрополит Феогностий, дабы покончить с неразберихой, утвердил
единый праздник, сентябрьский, и с 1343-го Новый год в нашей
стране стал отмечаться осенью - 1 сентября (по новому стилю - 14
сентября).
Пора встречи осеннего Нового года была временем великих
кулинарных приготовлений. Прежде всего, заботились о новогодней
трапезе. Чтобы весь год жилось сытно, готовили огромное
количество различных кушаний. Обязательными на Руси были блюда
из свинины. В богатых домах эти пиры с целыми зажаренными
поросятами продолжались всю неделю.
Другим непременным атрибутом праздничного стола был каравай -
ритуальный круглый хлеб с фигурками животных или изображением
солнца. Выпекали из теста и просто фигурки разных животных, чаще
всего коров и овец, раздавали их колядующим, посылали в подарок
родне. Все это должно было принести в дом богатство, а во двор -
хороший приплод у скота.
Под Новый год доделывали все дела, а в первый день наступившего
года не делали тяжелой и грязной работы - иначе весь год пройдет
в тяжелых трудах без отдыха. С вечера и весь следующий день
одевались во все новое, да еще и несколько раз переодевались,
чтобы были обновы. Нельзя было также в Новый год платить долгов,
а то весь год придется расплачиваться. А если в праздник кто-то
чихает - это к личному благополучию, весь год будет счастливым.
Если в это время что-то случилось с человеком - так и весь год
будет случаться. А коли первый день в году веселый и счастливый,
то и весь год будет таков.
Дни пошли на убыль? В темницу!
Интересная историческая справка: в Москве вплоть до конца XVIII
века соблюдали такой обычай. В день зимнего солнцестояния (то
есть, по старому стилю, 9 декабря) блюститель часо-бития
главного кремлевского собора за сообщение о возврате часов на
лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля (по
количеству часов в сутках). Напротив, в день летнего
солнцестояния (9 июня по старому стилю) тот же звонарь после
возвещения о возврате солнца с лета на зиму отсиживал 24 часа в
темнице Ивановской колокольни...
Как известно, Петр Первый повелел встречать Новый год в России
по европейскому обычаю, то есть в ночь на 1 января. Последний
раз Новый год «по-старому» праздновали осенью 1699 года. А 20
декабря 1699 года в царском указе «О праздновании Нового года»
за подписью Петра Первого говорилось: «Будущего генваря с 1
числа настанет новый 1700 год». Так что встреча 2000 года в
нашей стране была юбилейной, трехсотой по счету, справленной в
соответствии с петровским указом по европейскому образцу.
Все знают, что Петр Первый приказал во время новогодних торжеств
украшать дома и ворота хвойными ветками и везде зажигать
праздничные огни и фейерверки. Но при этом вряд ли многим
известно, что обычай ставить в домах уже не хвойные ветви, а
целую новогоднюю елку родился вовсе не при царе-реформаторе, а
гораздо позже. Это начали делать в богатых российских домах
только в конце XIX века. А вот в начале прошлого столетия, по
специальному указу Николая Второго, елки уже появились на всех
главных площадях Санкт-Петербурга и Москвы, а затем и в
губернских городах. Но простой россиянин и в то время, как
правило, у себя дома целое деревце не ставил, а ограничивался
только хвойными ветками:
Поставил дома елку? На Колыму!
Особенно серьезные нападки на елочные торжества начались с
середины 1920-х годов, когда к делу подключились парткомы
предприятий и даже органы ГПУ. Дело в том, что елка в сознании
властей ассоциировалась с Рождеством и потому автоматически
попадала в разряд вредных религиозных атрибутов. Хвойное деревце
не спасло даже то обстоятельство, что в годы военного коммунизма
первое советское правительство относилось к этому празднику
вполне терпимо, а товарищ Ленин однажды лично посетил елку в
Сокольниках.
В первой половине 30-х годов «поклонение елке» грозило
советскому человеку крупными неприятностями - как минимум
увольнением с работы, а то и арестом со ссылкой. В газетах того
времени сообщалось, как органы «брали на карандаш» не только
тех, кто под Новый год приносил домой хвойные ветки или, не дай
Бог, целое деревце, но даже тех, кто не сообщил куда следует об
«идолопоклонстве» соседа. Известен случай, когда вот за такое
прегрешение один ленинградский инженер по статье 58-10 УК РСФСР
получил десять лет лагерей с формулировкой «за антисоветскую
религиозную пропаганду».
Только с 1935 года власти советской страны, наконец-то, признали
право народа отмечать Новый год по-старому, то есть с елкой и с
шумным весельем. Тогда же в Колонном зале Дома союзов в Москве
впервые установили то, что впоследствии стали называть главной
елкой Страны Советов. Традиция ставить главную елку в Кремле
сохранялась все последующие годы, в том числе во время Великой
Отечественной войны, после нее, а также при Хрущеве и Брежневе.
А Снегурочка - Клара Цеткин
В
первые годы советской власти ново-годнюю елку считали буржуазным
__пережитком, и было много попыток придумать какие-нибудь свои,
советские новогодние торжества с модернизированными обычаями и
обрядами. Например, в газетах того времени писали, что в
некоторых организациях сотрудников с Новым годом поздравлял
персонаж, загримированный не под Деда Мороза, как обычно, а
под... Карла Маркса. Естественно, живого классика при этом
сопровождала не Снегурочка, а... Клара Цеткин.
А вот как описывался в одной из газет 1922 года новогодний
праздник в №-ском стрелковом полку: «На сцене вместо буржуазной
разукрашенной ликами святош елки стояла большая ветвистая сосна,
которая была закреплена в чучеле, изображавшем мировой капитал.
На ветках сосны висели проткнутые щепками-штыками куклы чеха,
Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников
капитала... В исповедальной будке сидел военком полка и слушал
рассказы «кающихся» красноармейцев. Одни рассказывали о своих
проступках на службе, таких, как сон в неурочное время,
самовольные отлучки, а другие каялись в смерти от их рук
белогвардейской и эсеровской кронштадтской псевдоматросской
сволочи. Выходивший на сцену помощник комиссара «отпускал грехи»
и осенял красноармейцев красной звездой».
С огромным
уважением Грабор А.К.
|