Археологические исследования, в наши дни - явление редкое по причине
отсутствия необходимых средств на организацию экспедиции. Да и
обработка обнаруженных предметов - дело дорогое, ответственное.
Найденные археологами фрагменты глиняной утвари, украшений и оружия,
человеческие останки - все это требует профессионального отношения,
чтобы случайно не оказались утраченными целые пласты времени. Археологи
дорожат любой возможностью «покопать». И земля открывает тысячелетиями
хранимые тайны.
Нынче летом
научному сотруднику отдела истории Амурского областного краеведческого
музея Наталье Комаровой довелось принять участие в археологических
раскопках средневекового могильника, расположенного недалеко от с.
Троицкого Ивановского района Амурской области. Этот памятник,
находящийся на высоком мысе у самого берега некогда полноводной реки
Белой, интересует ученых уже давно. Обнаружен он был в 1967 г., а в
1969-74 гг. здесь проводились систематические исследования под
руководством Евгении Ивановны Деревянко. За это время был собран большой
фактический материал, сделаны интересные выводы. Но до конца не
раскрытые тайны могильника не давали покоя ученым, и вот спустя тридцать
лет они вновь вернулись на это место. Второй год подряд работы проходят
под руководством новосибирского археолога Сергея Владимировича Алкина.
На сей раз в экспедиции собрались разные люди: практиканты из
благовещенских вузов, студенты-востоковеды из Новосибирска и Томска и
просто ребята, увлеченные археологией и желающие побольше узнать о
родном крае. Многие из них уже не первый год работают в экспедициях и
хорошо знакомы с особенностями полевой жизни. Мы беседуем с Натальей
Андреевной КОМАРОВОЙ.
- Что
интересного было на раскопе?
- Нам
предстояло изучать один из самых больших известных на сегодняшний день
старинных некрополей, - говорит Наталья Комарова. - По примерным
подсчетам на Троицком могильнике около полутора тысяч могил.
Вероятно, в данном месте хоронили усопших жителей трех
располагавшихся неподалеку мохэских поселений. Известно, что впервые
племена мохэ появились на территории современной Амурской области в IV
в. н.э., но троицкие мохэ пришли сюда несколько позже - в VII в. н.э.
из Южной Маньчжурии (долина р. Сунгари). Они не захотели быть
подданными первого в Приамурье государства Бохай, образованного в 698
г.
...С каким
культурным багажом пришли они на новое место? Как сложились их
отношения с местным населением? Дать ответы на эти и другие вопросы, а
также выявить новые нюансы погребального обряда возможно только при
помощи новых раскопок.
-
Чуть-чуть поподробнее о процессе и о том, что делают археологи?
- Со стороны
работа на раскопе может показаться детской игрой в песочнице -
маленькие совочки, ведра, какие-то непонятные сооружения из земли. Но
это вовсе не так. С предельной осторожностью ребята снимают тонкие слои
земли, постепенно углубляясь все больше и больше. Первые находки обычно
ожидаются с нетерпением, радость и воодушевление вызывают даже маленькие
кусочки прокаленной глины и фрагменты обугленной бересты. Постепенно
находок прибавляется, и тогда уже не можешь просто на них смотреть;
ведь каждую, не вынимая из земли, нужно аккуратно расчистить и, оставив
на том же самом месте, продолжить работу.
- Нужно же не
повредить ничего?
- Глинистый
грунт настолько спрессован, что даже лопаты отскакивают от него, а
мастерки становятся тупыми буквально через несколько часов работ. Но и
их невозможно использовать, когда появляются кости, которые настолько
хрупкие, что, подсохнув на воздухе, попросту рассыпаются, и, чтобы не
тревожить их лишний раз, для работы необходимо использовать заточенную
веточку, прутик, проще говоря.
А если под
деревянной плахой, казалось бы, ничего не значащей, виднеется фрагмент
какого-то интересного предмета, то нередко возникает острое желание
мгновенно смести все «лишнее» и выдернуть его из земли, чтобы
хорошенько рассмотреть. Но такое варварство могут позволить себе
только «черные копатели», «охотники за древностями». Нарушая все слои,
не замечая сопутствующего материала, извлечь таким образом пусть даже
очень ценный предмет - значит, потерять навсегда объективное
представление о нем.
- И все-таки,
это интересно, правда?
- После
многодневной работы под палящим солнцем, под натиском всевозможных
насекомых-кровопийц, да еще и в таком положении, что любой йог
позавидует, нет-нет да и возникнет крамольная мысль - а так ли важно то,
что мы делаем? Ведь памятник уже весьма хорошо изучен. По его материалам
написаны монографии, защищена докторская диссертация. Некоторые
сведения о жизни мохэ имеются в китайских письменных источниках.
Отдельные представления сохранились у их потомков - тунгусо-язычных
племен Дальнего Востока.
- Но зачем
тогда вновь и вновь туда едут ученые?
- А вот зачем.
Эти раскопки приоткрыли завесу тайны там, где молчали другие источники.
В ходе работ было замечено, что мохэсцы весьма небрежно хоронили своих
покойников - кости и погребальный инвентарь просто брошены в беспорядке
и лишь слегка присыпаны землей. Важно было сопроводить душу в подземный
мир, но сначала ее нужно было как можно скорее освободить от пут уже
ненужного тела. Для этого соплеменники оставляли труп покойного в лесу
на специально сооруженном помосте, чтобы мясо могли съесть дикие звери.
Очищенные таким образом кости через некоторое время собирали и,
соблюдая определенный ритуал, закапывали в землю. Считалось, что только
после этого освобожденная душа сможет по мифической родовой реке
отправиться в мир мертвых. Не случайно все раскопанные мохэские
некрополи находятся на берегах рек. По этому поводу есть весьма
любопытные представления у кетов, считавших, что «если покойника
оставить и похоронить в лесу, то он непременно становится «еретиком». У
него отрастают ногти, он оживает и начинает ловить людей».
- Какую жуть
вы рассказываете... И что же дальше, на раскопе?
- День за днем
кипела работа, и, хотя первый пыл энтузиазма уже прошел, тайная
надежда, что именно во вверенном ему погребении откроется нечто
необычное, весьма ценное для науки, теплилась в душе каждого. И
действительно, при сравнении было отмечено, что в одних могилах лежат
два-три черепа и инвентарь, в других, наоборот, кости двух-трех
покойников и ни одного черепа. Быть может, у мохэсцев существовал обычай
отделений черепа от тела покойного? Ведь известно, что так хоронили
шаманов некоторые народы Приобья, чтобы обезопасить себя от них. Шаман
и при жизни знает дорогу в подземный мир, а если он захочет
воспользоваться этим путем, чтобы вернуться после смерти?
В одних
могилах открылась мощная прослойка прокаленной земли, в других -
необычные внутренние конструкции. Из предшествующих работ известно,
что мохэ иногда кремировали покойников, а для соплеменников, не
вернувшихся с войны или охоты, сооружали кенотафы - «пустые»
захоронения.
- А было
что-то из разряда сюрпризов?
-
Относительной неожиданностью стало обнаружение двух первичных
захоронений, когда покойник был погребен в землю непосредственно после
смерти. Таких захоронений обычно всего лишь 15-20%, и в прошлом году,
несмотря на то, что раскоп занимал вдвое большую площадь, их не было
встречено вовсе.
На одно из
таких погребений - погребение воина - наткнулись уже тогда, когда уже
казалось, что могила выбрана полностью и ничего «интересного» в ней
нет. Костяк находился на глубине около полутора метров, с краю от
могильной западины. После его расчистки стало понятно, что, несмотря на
в целом верный порядок расположения костей, пара позвонков находится
явно не на своем месте, а лучевые кости правой руки лежат в одну линию
вдоль костяка у головы и позвоночника. Сразу возник вопрос: «Что это?
Предумышленное членовредительство? Какой-нибудь ритуал? Или здесь
потрудились грызуны, любящие устраивать свои норы в могилах, где земля
более рыхлая из-за перекопа?»
- Как
объяснили это опытные археологии? Скажем, Алкин?
- Большой
удачей было то, что череп в погребении сохранился почти полностью.
Сергей Владимирович объяснил, что теперь при помощи метода М.М.
Герасимова, который, кстати, нередко используется в криминологии,
можно будет воссоздать внешний вид усопшего. Все еще предстоит
разгадывать.
У изголовья
погребенного находился сосуд с пробитым дном. Мохэсцы верили, что в
загробной жизни человеку понадобятся те же предметы, что сопровождали
его в жизни земной. И когда в могильную яму клали вещи умершего, то
непременно «убивали» и их, чтобы те могли попасть в мир мертвых вслед за
своим хозяином.
Погребение
разбиралось дальше, и вот появилась красивая бусина из халцедона, следом
- вторая, третья, бронзовая серьга, массивная железная пряжка, у левой
руки обнаружили небольшой кинжал с оформленной в тюркском стиле
рукояткой. Видимо, мохэ были большими модниками, и мужчины украшали
себя ничуть не меньше, чем женщины.
Второй костяк
(вернее, обнаружен он был первым, еще в начале работ) находился
буквально в 50 сантиметрах от поверхности земли. Но раскопать его
сразу же не было возможности, так как рядом с ним росло дерево, которое
до завершения работ нельзя было срубить, ведь именно на нем держался
тент, растянутый над раскопом. (Почему-то наиболее интересные находки
обнаруживаются в последнюю очередь, всегда встречаются какие-нибудь
препятствия, отодвигающие их появление).
Самым
необычным в данном погребении являлось то, что костяк был ориентирован
головой нa юг, в то время как у мохэ было принято класть покойников
головой на север. Из 260 погребений, раскопанных за все годы работ на
данном могильнике, только шесть, считая и это, были ориентированы в
обратную сторону. Решить эту задачу удалось тогда, когда обнаружилось,
что погребенный лежит не на спине, а на животе. В этом случае все
становилось на свои места. По представлению мохэсцев, направляясь в
страну мертвых, нужно двигаться в южном направлении. Следовательно,
человек, лежащий на спине и обращенный головой на север, поднимаясь с
земли, оказывается обращенным лицом на юг. Тот же результат получается,
когда поднимается человек, лежащий на животе и ориентированный головой
на юг.
-
Вот оно что! Любопытно, кто же это был?
- Работая на
могильнике, часто начинаешь «привязываться» к раскапываемому тобой
захоронению. Нередко ребята дают имена «своим подопечным», начинают
мысленно обращаться к ним, придумывают истории их жизни. Ведь когда-то
это были живые люди со своими страстями, желаниями, надеждами.
Вот и этого
погребенного окрестили «королевишной». Почему-то у ребят не возникло
сомнения, что это была молодая женщина. Родилась легенда о том, что ее
убил ревнивый муж и закопал лицом вниз потому, что не мог смотреть на
свою неверную спутницу. И все-таки он непременно горячо любил ее, иначе
зачем было хоронить ее в красивой одежде и отдавать все украшения -
серьги, длинное ожерелье из мелких бронзовых и железных бусин,
массивные каменные бусины из халцедона, большой бронзовый браслет...
Глядя на нее, действительно приходит на ум отрывок из китайской
летописи, в котором говорится, что мохэ «распутны и ревнивы. Если жена
сделает блуд, а кто-нибудь со стороны скажет мужу, то муж прежде
убивает жену, а потом, раскаиваясь, непременно убьет и доносчика, и
посему блудные дела почти никогда не открываются».
- Почти
современная история.., Ну, хорошо, а что дальше?
- После того,
как все могилы на изучаемом участке были полностью расчищены, материал
зафиксирован, в дневник записаны мельчайшие особенности их
расположения, все предметы бережно извлекли из земли и упаковали в
ящики. Позже они еще подвергнутся реконструкции и лабораторным
исследованиям. Теперь же оставалось только засыпать землей раскоп и
вернуть на место снятый в начале работы дерн. Так положено, -
резюмирует Наталья Андреевна и, вздохнув, - Интересно было...
...В этом году
экспедиция завершила свою работу; но многие ее участники уже сейчас с
нетерпением ждут нового полевого сезона, снова попытаться разгадать
новые сокровенные тайны Троицкого могильника.
Беседовала
Нина ДЬЯКОВА.
Комплексный анализ археологических и антропологических материалов,
полученных при изучении Троицкого могильника и других памятников этой
культуры, корреляция этих данных с материалами из Восточного Забайкалья
должны расширить возможности для решения частной проблемы миграции из
внутренних районов Маньчжурии в Западное Приамурье мохэского населения (сумо
мохэ средневековых китайских письменных источников), их расселения и
хозяйственной адаптации в новых условиях, а также для решения более
общей проблемы происхождения тунгусо-маньчжурских народов Дальнего
Востока.