...Нас загнали всех в амбар,
Подожгли со всех сторон.
Мы подняли было крышу
И хотели вылезать.
Но лишь голову покажешь,
Как в тебя начнут стрелять...
Из народной песни об Ивановке.
- День двадцать второго марта 1919 года совпал с религиозным праздником, и
работать не полагалось, -вспоминал К. Железнов, бывший боец
наодно-революционной армии (НРА) ДВР. - Все же мы со старшим братом с утра
пораньше поехали за село. За сеном. Не случись такой надобности, не сидел бы
я теперь с вами, не беседовал. Назад вернулись вечером. Видим, улицы
Ивановки покрыты пожарищами и трупами. Уж лучше ослепнуть, чем смотреть на
такое.
Этот жуткий день потом преследовал меня в моих мыслях всю жизнь. Но особенно
- во время Отечественной войны. Я тогда попал на запад, видел печные трубы на
месте деревень, пройденных фашистами.
В 45-м возвратился Константин Исаевич с фронта и нашел в родных краях Павла
Ивановича Марченко.
- Это мой друг закадычный, которому я еще в бою под Волочаевской жизнь спас
(Попади в беду я, он бы меня, думаю, тоже так же выручил.) Оказывается, мы с
ним почти в одних местах воевали, только он был в пехоте, а я в артиллерии.
На
долю наших детей тоже немало выпало. Мой старший сын, к примеру, дрался с
японцами на Курильских островах, когда я из-под Берлина ехал. В общем,
обрадовались мы с Павлом встрече, обнялись и давай первым делом выспрашивать, кто где был, самое памятное. "После Сталинграда, - говорю, -
двинули нас в курско-орловском направлении. Входим в одну деревню, слышим -
дети плачут где-то. Что такое? А это фрицы их загнали в погреб и забросали
гранатами... Мало кто уцелел. Ну не звери ли?! И снова у меня перед глазами
девятнадцатый год. Да так явственно стоит - в груди больно".
Это одна из бесчисленных историй, услышанных мною когда-то из уст старожилов
Ивановки - очевидцев трагедии, что разыгралась в этом старинном селе 80 лет
назад. Интересуетесь подробностями? Что же, взгляните на выполненную В.
Стеганцевым репродукцию новой работы Ю. Наконечного и В. Серебрякова. Их
картина так и называется: "Ивановка весной, 1919 года". Написана же она по
заказу местного филиала областного музея. Специально для вы ставки "Село,
возрожденное; из пепла. При создании полотна художники руководствовались'
строго документальными источниками.
Удивительное то было время. Гремит-полыхает великая гражданская
междоусобица, а заведующий сельской школой А. Матыцын, он же связник
партизанский, в перерывах
между уроками, боями да подпольными совещаниями хлопочет о расширении
казенной базы для юных ивановцев и арендует у крестьян Землянских пол-избы
под учебный класс. Бесподобно! Средняя школа в райцентре поныне носит имя
Алексея Алексеевича. На исходе того же девятнадцатого года, девятого
декабря, американский миссионер, пресвитер баптистской общины Яков Вине
писал из Благовещенска заокеанским братьям во Христе: "Относительно
обыденной нашей жизни скажу следующее: все, за что, ни возьмись, до того
дорого по причине обеспеченности сибирских денег, что бедному люду жить
дальше становится! невозможно... Но хуже всего! та страшная ненависть, которую люди проявляют друг к другу, и та злоба, с которою они друг друга
подозревают в принадлежности к большевизму или к какой-нибудь другой
политической, партии. Что тут творится, не поддается описанию. Ужасы, 'дикие
зверские расправы, кровопролития, поджоги, набеги и грабежи - вот ежедневная
пища, которой газеты питают население. Железная дорога, телеграф, телефон
работают плохо по причине постоянных поджогов мостов и перерезывания
проводов.., От Алексеевска (Свободного, к А. Т.) до Благовещенска 150
верст. Поезда преодолевают это расстояние в трос суток, а то и больше. Одним
словом, куда ни посмотришь, все износилось, обтрепалось, обветшало, а нового
достать неоткуда, и что будет дальше, никто не знает". (Журнал "Вера и
жизнь", N 4 за 1990 г.) Словно про наши дни сказано! Не все, но многое. Не
так ли, господа-товарищи?
Но борьба за власть Советов продолжалась, и едва наша область очистилась от
интервентов и белогвардейцев, ивановцы направили значительную часть своей
молодежи на Даурский и Хабаровский фронты. Павел Марченко и Константин
Железнов окажутся впоследствии под легендарной Волочаевкой; их
односельчане-ровесники вроде Е. Вашкулата вначале примутся гонять барона
Унгерна -кстати, выходца из амурских казаков, по Забайкалью, потом будут
содействовать установлению народной власти в Монголии. Сын Егора Степановича
-гвардии младший сержант Василий Вашкулат падет смертью храбрых в Корее,
изъяснившись языком оружия со все тем же врагом -японским милитаризмом, но
уже в 45-м году.
|