МАТЬ
Находка
Андреи Онисимович ("хохол", Андрей) - револю-ционер-подпольщик, друг
Павла Власова и как бы приемный сын И ил овны. Андрей - украинец,
"незаконнорожденный" си-рота-приемыш. Он "сын всех людей".
Имя героя (Андрей - "че-ловек") символизирует
"общечеловеческое", гуманное начало в революционной деятельности.
Андрей высказывает мысли об интернациональном братстве рабочих всех стран,
содержащие евангельские ассоциации: "Для нас нет наций, нет племен".
Ниловна предлагает Андрею поселиться у них в доме. Во вре-мя обыска выясняется,
что он уже дважды "привлекался к доз-нанию по политическим
преступлениям"; его арестовывают, но через несколько недель выпускают.
Именно в разговоре с Анд-реем - сиротой, всю жизнь тоскующим в поисках матери,
ак-туализируется для Ниловны чувство материнства в конкрет-ном,
общечеловеческом и даже мистическом смысле. Однако именно Андрей принимает
косвенное участие в убийстве мест-ного шпиона и доносчика Исая Горбова; это
доставляет Анд-рею тяжелые моральные страдания, хотя он и заявляет: "Если
на пути честных стоит Иуда, жаждет их предать, - я буду сам Иуда, когда не
уничтожу его!" Во время первомайской демон-страции Андрей стоит около
Павла, несущего знамя, и аресто-ван вместе с ним. Во время суда Андрей получает
слово после Павла, однако затем его лишают слова. Как и Павел, он
приго-варивается к ссылке на поселение в Сибирь. Ниловна (Власова Пелагея
Ниловна) - главная героиня по-вести. С Нил овной в повести связана доминирующая
точка зре-ния - общечеловеческое, "народное" восприятие событий.
Со-ответственно, динамика характера -героини призвана показать изменения
народной: психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Ниловны в
любовь к людям вообще; хри-стианский смысл любви совмещается с идеей активной
поли-тической борьбы. Революционное движение осмысляется Ни-ловной как
всемирное движение "детей", которому она как мать не может не
сочувствовать. В начале повести героине около 40 лет, но она представлена
пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила "в тревожном ожи-дании
побоев". Когда после смерти ее мужа сын Павел намере-вается жить,
"как отец", Ниловна уговаривает его не делать это-го. Однако перемены
в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Ниловна не может
поверить, что они - "зап-рещенные люди", поскольку вовсе не кажутся
ей страшными. Привыкнув к собраниям, онасама предлагает Павлу взять Ан-дрея
Находку к шш в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После
ареста Андрея и Павла Ниловна ис-пытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться
с мо-лодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Ниловну помочь
им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может
отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди
рабочих запре-щенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы
Находке, Ниловна признается, что думает лишь о сыне - действует из материнской
любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Ниловна начинает
мыс-ленно соединять все их лица, в одно - похожее на лицо Христа, идущего в
Эммаус; постепенно у нее возникает "спокойное со-знание своей надобности
для этой новой жизни". Узнав об убий-стве доносчика Горбова и о том, что в
нем косвенно замешан Андрей, Ниловна говорит, что не считает никого виноватым -
хотя и сама удивляется собственным словам как противореча-щим духу
христианства. Во время первомайской демонстрации Ниловна, находясь в толпе,
говорит людям: "Это святое дело ведь и Христа не было бы, если бы его ради
люди не погибали!" "Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой...
для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь Не
отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте де-тей своих на одиноком
пути".
После
ареста Павла Нпловна переселяется из фабричной слободы в город. Затем
отправляется в деревню для установле-ния связей по распространению газет;
встречается с бывшим соседом Рыбиным, который ведет агитацию среди крестьян,
передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начина- ет затем по
нескольку раз в месяц развозить по деревням неле-гальную литературу,
прокламации и газеты. Ниловна прини-мает участие в похоронах умершего
революционера и ее зем-ляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с
поли-цией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через
некоторое время, вновь отправившись в дерев-ню, она становится свидетельницей
ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному
крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свида-ния с Павлом в тюрьме
Ннловна передает ему записку с пла-ном побега, однако тот в ответной записке
отказывается бежать. Тем не менее, подпольщики организуют побег для Рыбина и
еще одного заключенного, и Ниловне, по ее просьбе, позволено со стороны
наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Ниловна
при-сутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоци-оналыю-образпом
уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию
текст речи Павла, а за-тем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в
деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Ниловна заявляет: "Сло-во
сына повезу, слово крови моей! Ведь это - как своя душа!" Па вокзале
Ниловиа замечает слежку. Поняв, что арест неиз-бежен, но не желая
"сыновнее слово бросить", она начинает раз-брасывать листки с речью
Павла в толпе; избиваемая жандар-мами, Ниловна обращается к окружающим с
горячей речью. Финал повести не вполне ясен; возможно, героиня поги-бает. Павел
(Власов Павел Михайлович) - сын главной героини романа, потомственный рабочий,
ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил
сормовс-кий рабочий Павел Заломов. В то же время судьба горьковско-го персонажа
связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен
резкий перелом в жиз-ни Павла, который из обычного фабричного парня
превраща-ется в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени
намек на связь с образом апостола. Первый реши-тельный поступок Павла -
сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого
подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное
по-ведение. После смерти отца Павел пытается подражать ему, однако встреча с
членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик.
Характерно, что, пережив "пере-рождение", Павел вешает на стену
картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он
рас-сказывает матери "со всею силой юности и жаром ученика, гор-дого
знаниями, свято верующего в их истину": "теперь все для меня
по-другому встали - жалко всех, что ли?" В доме Павла начинаются собрания
подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай
Ве-совщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После пер-вого же собрания
Павел предупреждает мать: "Для всех нас впе-реди - тюрьма". Аскетизм
и суровость Павла кажутся матери "монашески-ми": так, он призывает
Андрея отказаться от личного счастья и 'Семьи "для дела", причем
признается, что и сам сделал подоб-ный выбор; в разговоре с Ниловиой Находка
называет Павла "железным человеком". Члены кружка распространяют на
фаб-рике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска
Павел беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что
"силу" дает сердце, а не "голова", и полагает, что нужно
"веру новую придумать... надо сотворить бога - другим людям". Павел
же утверждает, что "только ра-зум освободит человека". Во время
стихийного конфликта ра-бочих с администрацией фабрики ("история с
"болотной копей-кой") Павел произносит речь, призывая к
организованной борь-бе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако
рабочие не поддерживают его, и Павел переживает это как свидетель-ство
собственной "слабосильности". Ночью его арестовывают, но через
несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовят-ся праздновать Первое мая.
Павел твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и
жалость матери, он заявляет: "Есть любовь, которая мешает человеку
жить". Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной
"ге-роизм" перед матерью, Павел просит у нее прощения. Во время
oпервомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя и в числе лидеров
(около 20 человек) арестован. Этим завершает-ся первая часть. В дальнейшем
Павел появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит
обстоятельную речь, излагая соци-ал-демократическую программу. Суд
приговаривает Павла к ссылке на поселение в Сибирь.