МАТЬ

 

Находка Андреи Онисимович ("хохол", Андрей) - револю-ционер-подпольщик, друг Павла Власова и как бы приемный сын И ил овны. Андрей - украинец, "незаконнорожденный" си-рота-приемыш. Он "сын всех людей". Имя героя (Андрей - "че-ловек") символизирует "общечеловеческое", гуманное начало в революционной деятельности. Андрей высказывает мысли об интернациональном братстве рабочих всех стран, содержащие евангельские ассоциации: "Для нас нет наций, нет племен". Ниловна предлагает Андрею поселиться у них в доме. Во вре-мя обыска выясняется, что он уже дважды "привлекался к доз-нанию по политическим преступлениям"; его арестовывают, но через несколько недель выпускают. Именно в разговоре с Анд-реем - сиротой, всю жизнь тоскующим в поисках матери, ак-туализируется для Ниловны чувство материнства в конкрет-ном, общечеловеческом и даже мистическом смысле. Однако именно Андрей принимает косвенное участие в убийстве мест-ного шпиона и доносчика Исая Горбова; это доставляет Анд-рею тяжелые моральные страдания, хотя он и заявляет: "Если на пути честных стоит Иуда, жаждет их предать, - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!" Во время первомайской демон-страции Андрей стоит около Павла, несущего знамя, и аресто-ван вместе с ним. Во время суда Андрей получает слово после Павла, однако затем его лишают слова. Как и Павел, он приго-варивается к ссылке на поселение в Сибирь. Ниловна (Власова Пелагея Ниловна) - главная героиня по-вести. С Нил овной в повести связана доминирующая точка зре-ния - общечеловеческое, "народное" восприятие событий. Со-ответственно, динамика характера -героини призвана показать изменения народной: психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Ниловны в любовь к людям вообще; хри-стианский смысл любви совмещается с идеей активной поли-тической борьбы. Революционное движение осмысляется Ни-ловной как всемирное движение "детей", которому она как мать не может не сочувствовать. В начале повести героине около 40 лет, но она представлена пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила "в тревожном ожи-дании побоев". Когда после смерти ее мужа сын Павел намере-вается жить, "как отец", Ниловна уговаривает его не делать это-го. Однако перемены в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что они - "зап-рещенные люди", поскольку вовсе не кажутся ей страшными. Привыкнув к собраниям, онасама предлагает Павлу взять Ан-дрея Находку к шш в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После ареста Андрея и Павла Ниловна ис-пытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться с мо-лодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Ниловну помочь им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди рабочих запре-щенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы Находке, Ниловна признается, что думает лишь о сыне - действует из материнской любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Ниловна начинает мыс-ленно соединять все их лица, в одно - похожее на лицо Христа, идущего в Эммаус; постепенно у нее возникает "спокойное со-знание своей надобности для этой новой жизни". Узнав об убий-стве доносчика Горбова и о том, что в нем косвенно замешан Андрей, Ниловна говорит, что не считает никого виноватым - хотя и сама удивляется собственным словам как противореча-щим духу христианства. Во время первомайской демонстрации Ниловна, находясь в толпе, говорит людям: "Это святое дело ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!" "Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой... для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте де-тей своих на одиноком пути".

После ареста Павла Нпловна переселяется из фабричной слободы в город. Затем отправляется в деревню для установле-ния связей по распространению газет; встречается с бывшим соседом Рыбиным, который ведет агитацию среди крестьян, передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начина- ет затем по нескольку раз в месяц развозить по деревням неле-гальную литературу, прокламации и газеты. Ниловна прини-мает участие в похоронах умершего революционера и ее зем-ляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с поли-цией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через некоторое время, вновь отправившись в дерев-ню, она становится свидетельницей ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свида-ния с Павлом в тюрьме Ннловна передает ему записку с пла-ном побега, однако тот в ответной записке отказывается бежать. Тем не менее, подпольщики организуют побег для Рыбина и еще одного заключенного, и Ниловне, по ее просьбе, позволено со стороны наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Ниловна при-сутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоци-оналыю-образпом уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию текст речи Павла, а за-тем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Ниловна заявляет: "Сло-во сына повезу, слово крови моей! Ведь это - как своя душа!" Па вокзале Ниловиа замечает слежку. Поняв, что арест неиз-бежен, но не желая "сыновнее слово бросить", она начинает раз-брасывать листки с речью Павла в толпе; избиваемая жандар-мами, Ниловна обращается к окружающим с горячей речью. Финал повести не вполне ясен; возможно, героиня поги-бает. Павел (Власов Павел Михайлович) - сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовс-кий рабочий Павел Заломов. В то же время судьба горьковско-го персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жиз-ни Павла, который из обычного фабричного парня превраща-ется в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. Первый реши-тельный поступок Павла - сопротивление побоям со стороны отца, слесаря Михаила Власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное по-ведение. После смерти отца Павел пытается подражать ему, однако встреча с членами подпольного кружка резко меняет его внутренний и внешний облик. Характерно, что, пережив "пере-рождение", Павел вешает на стену картину с изображением Христа, идущего в Эммаус; о своих новых убеждениях он рас-сказывает матери "со всею силой юности и жаром ученика, гор-дого знаниями, свято верующего в их истину": "теперь все для меня по-другому встали - жалко всех, что ли?" В доме Павла начинаются собрания подпольного кружка (Андрей Находка, учительница Наташа, сын вора Николай Ве-совщиков, фабричный рабочий Федор Сизов и др.). После пер-вого же собрания Павел предупреждает мать: "Для всех нас впе-реди - тюрьма". Аскетизм и суровость Павла кажутся матери "монашески-ми": так, он призывает Андрея отказаться от личного счастья и 'Семьи "для дела", причем признается, что и сам сделал подоб-ный выбор; в разговоре с Ниловиой Находка называет Павла "железным человеком". Члены кружка распространяют на фаб-рике листовки; в доме Павла совершается обыск. На другой день после обыска Павел беседует с пришедшим к нему кочегаром Рыбиным: тот утверждает, что "силу" дает сердце, а не "голова", и полагает, что нужно "веру новую придумать... надо сотворить бога - другим людям". Павел же утверждает, что "только ра-зум освободит человека". Во время стихийного конфликта ра-бочих с администрацией фабрики ("история с "болотной копей-кой") Павел произносит речь, призывая к организованной борь-бе за свои права, и предлагает начать стачку. Однако рабочие не поддерживают его, и Павел переживает это как свидетель-ство собственной "слабосильности". Ночью его арестовывают, но через несколько месяцев выпускают. Члены кружка готовят-ся праздновать Первое мая. Павел твердо намерен сам нести знамя во время демонстрации. Видя тревогу и жалость матери, он заявляет: "Есть любовь, которая мешает человеку жить". Когда же Находка резко обрывает его, осуждая за показной "ге-роизм" перед матерью, Павел просит у нее прощения. Во время oпервомайской демонстрации он во главе толпы несет знамя и в числе лидеров (около 20 человек) арестован. Этим завершает-ся первая часть. В дальнейшем Павел появляется лишь в финальных главах, в сцене суда: он произносит обстоятельную речь, излагая соци-ал-демократическую программу. Суд приговаривает Павла к ссылке на поселение в Сибирь.

 

Hosted by uCoz