НЕДОРОСЛЬ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Простаков.
Г-жа Простакова, его жена.
Митрофап, их сын, недоросль.
Еремеев!id, мамка Мнтрофапа.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милой, офицер.
Скотшшп, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель, Тришка, портной.
Действие происходит в деревне Простаковых.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком уз-кий
кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-под-каблучника, который ни в
чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой
Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить,
но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого
портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в
веселом расположе-нии духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей,
кото-рая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих даль-них
родственников. Она еще не знает, что ее собираются вы- дать замуж; впрочем,
Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же
заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата пли правится ему,
а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинпн питает странную слабость.
Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно
считали покой-ным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из
письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы
Простаковой меняются, она решает женить сво-его Митрофана на неожиданно
разбогатевшей Софье. Но и Скотинин в свете последних перемен не собирается
отступать-ся.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на по-стой. Он встречает
Правдина, который направлен в округ, что-бы препятствовать злодеяниям, творимым
помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не
виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его све-дениям,
родственники увезли из Москвы и обращаются с де-вушкой жестоко. Появляется
Софья, бросается к Милому, жа-луется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых,
замечает, что ее сватают за Митрофапа. Вошедший Скотинин также за-являет свои
"права" на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях
Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника
(Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже
подоспев-шая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдпн оттаски-вает
Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой,
предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит
Мило-на и Правдина с "учителями" Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным.
Оба жалуются на непроходимую тупость Мпт-рофана, на невежество самой
Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на
немца Враль-мана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учи-телям
не дает провести ни одного урока толком. Митрофан на-мекает матери, что
утопится, едва та просит прочесть что-ни-будь. Причина гнева Митрофана -
Скотинин. Простакова, уз-нав, что брат поднял руку на "дитя", вначале
накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению
шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на ис- тинного обидчика,
Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчи-тав все прибыли на службе у Простаковых
("по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день"), отправляются
"выпить чар-ку".
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум
рассказывает, что отошел от двора по-тому, что не мог мириться с ханжеством,
низостью, трусостью, себялюбием придворных, "Я отошел от двора без
деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу,
мою честь, мои правилы..." Приобретя некоторое состоя-ние, Стародум целью
своей жизни определяет устройство сча-стья племянницы Софьи. Он рад вновь
увидеть ее после дол-гой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность,
почтение и охотно слушает его философские беседы и настав-ления. Стародум в восторге
оттого, что Софья полностью раз-деляет его взгляды на жизнь. Некторое
недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать
племян-ницу за известного и рекомендованного ему достойного моло-дого человека.
Впрочем, Стародум не собирается неволить пле-мянницу и спрашивает прежде ее
согласия. Окружающие при-нимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в
выгодно-сти для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова
хочет заставить сына "блеснуть" знаниями перед Стародумом, чтобы
произвести на того благоприятное впечат-ление. "Не хочу учиться, хочу
жениться", - категорически за-являет Митрофан. Учителя по очереди пытаются
преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагае-мые
Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи
касаются предполагаемого повышения жа-лованья Цыфйркину и дележа найденных на
дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части "учебного
процесса", появ-ляется Вральман, который громко ужасается обилию наук,
изу-чаемых "измученным" Митрофанушкой. Простакова немедлен-но
соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умника-ми, а лучше вращаться в
своем кругу. Ей жаль "перетрудивше-гося" сына, она уводит Митрофана.
Кутейкин и Цыфиркин на-кидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за
то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недоте-пу-Митрофана.
Вральман спасается бегством.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетель-ности, дает своей
послушной племяннице наставления: "Умей различить, умей остановиться с
темп, которых дружба к тебе была б надёжною порукою за твой разум и сердце...
счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену
уму дает благонравие. Без него умный человек - чудови-ще... Честному человеку
никак простить нельзя, ежели недо-стает в нем какого-нибудь качества
сердца". Стародум обраща-ется к вопросам семьи и брака, сетует на то, что
многие брак" заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что
Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет пи-тать "дружбу,
которая на любовь походила бы". Стародуму при-носят письмо из Москвы от
его друга, где тот рекомендует Ста-родуму Милоиа как прекрасного жениха для
Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирает-ся
ему во всем признаться, как появляется Правдин и представ-ляет Милоиа
Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его про-исхождении и радуется, что Мил он
тот самый молодой чело-век, о котором ему пишет друг из Москвы. .Когда же выясняет-ся,
что Милон еще. и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла
ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет
племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотииин,
принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и
сердца Софье Стародум даст ему реши-тельный отказ, мотивируя это тем, что
дворянке неприлично выходить замуж за Скотпннна и жить по-свински. Появляется
Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его
"глубокие" познания во всех науках. Мит-рофан квалифицирует
"дверь" как прилагательное, потому что она "к стене
приложена". Впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается
имени "существительное". На просьбы развеселившихся свидетелей этой
сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучает-ся
этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им
"истории". Названия же "география" Мнтирофан вообще не понимает.
Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы
тогда, на-пример, когда отправляешься в путешествие, Простакова ис-кренне
отметает необходимость в географии для дворян, по-скольку дворянина возят
извозчики. Стародум и Простаковой в ее сватовстве- Правдину приносят пакет от
наме содержится предписание отнять имение Про-стникл, в ^^ ^ ними будут
замечены противозаконные дей-стаковь был вне себя от злости. Узнав, что поутру
Софья выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
СофьР силой ролокут в карету, чтобы везти в церковь, Ми-лон освоО°жДает СЕОЮ
невссту. Еремеевна все рассказывает Ста-подуму и Правдину" который решает
положить конец беззако-ниям твс'РЯ1ДимсЯ в доме Простаковой. Узнав, что ее план
про-валился Простакова падает на колени, начинает униженно умо-лять СтаР°ДУма и
Правдина простить ей грех. Софья и Старо-дум просят ПравДина не наказывать
из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на
сво-их слугах- которые "не устерегли" Софью. Так она трактует указ о
вольное™ дворянства. Правдин же именем правительства объявляет" что
отнимает "в опеку" дом и деревни Простаковых "за
бесчеловечие"- Скотппин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих
крепостных и знакомым посоветовать то же са^ое- Простакова умоляет Правдина
как-нибудь отме-нить ука-з. но тот непреклонен. Он призывает учителей
Митро-фана СтДродум признает во Вральмане своего бывшего куче-па Цы6гФкин
отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин
требует денег. Все одоб-рительно относятся к поступку Цыфиркнна, хвалят его за
чес-тность, дДрят деньги, а Кутейкипа стыдят и прогоняют. Враль-ман просит
Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми,
поскольку общение с господами Ско-тининьЫИ казалось ему похожим на лошадиное.
Простакова восклицает" что у нее осталась единственная радость -
Митро-фанушка" но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения па-дает в
обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, сты-дит его зД то, что безумная
любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь
находится. Правдин ре-шает определить Митрофана служить. Простакова приходит в
себя в О1'чая1ши кричит, что лишилась всего: и власти, и сына. СтародуМ
произносит: "Вот злонравия достойные плоды".