БЕЖИН ЛУГ
Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в
лесах. Настреляв дичи, он к вечеру реша-ет возвращаться домой, но в наступившей
темноте теряет до-рогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него
крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять пе-ред вечером и
пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков".
Автор объясняет де- тям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание
ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опуска-ется на все в
подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнад-цать. Автор подробно
описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях
отчетливо просмат-ривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке
кар-тошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возоб-новляется.
Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней
связанные. Илюша рассказыва-ет историю о том, как они с приятелями якобы видели
домово-го на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плот-нике
(остальные мальчики его хорошо знают), известном сво-ей угрюмостью. Его
невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес
за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь
сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколь-ко шагов к
ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и
заплакала. На вопрос плотника о причи-не слез, она ответила, что лучше бы он
жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это
стало невозмож-но. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суж-дено
до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не
улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой
местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу
рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке,
утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то
место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ерми-лу на почту, тот по
пути с почты забрел в кабак, выпил и воз-вращался уже ночью. Проезжая мимо
пруда, увидел, что на от-мели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на
странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил
замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему ста-новится жутко и, чтобы
успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша".
А баран в ответ зубы оска-лил и тоже говорит: "Бяша, бяша".
В этот момент собаки вскакивают и бегут
куда-то. Дети пуга-ются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались
- то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается.
Дети начинают говорить о волках, об оборот- иях, потом разговор переходит на
покойников. Рассказывают о том, что в одном ш окрестных сел появлялся покойный
барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет
разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно
увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая
видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На
возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша от-вечает, что год еще не
кончился. Далее разговор заходит о све-топреставлении (солнечном затмении),
бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались,
решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Триш-ка,
Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят
последние времена, что он будет соблаз-нять парод христианский и что с ним
нельзя будет ничего поде-лать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни
убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что
именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и
в поле и стали ждать. Один из жи-телей, бочар, подшутил над ними - надел на
голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют
на это, Пав-луша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалу-ется на
обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабите-ли). Между детьми возникает
спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти.
Когда возника-ет необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных,
которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку,
которая якобы рехнулась имен-но после того, как ее утащил на дно водяной н там
"испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и
мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувший-ся от реки Павел сообщает,
что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки
ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем -
карти-на наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году
(автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не
утонул, а ушибся, упав с лошади.