ИДИОТ
Часть первая
В конце ноября к Петербургскому вокзалу подходит поезд. В одном из вагонов
третьего класса друг против друга сидят двое пассажиров. "Один из них был
небольшого роста, лет двад-цати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми
малень-кими, но огненными глазами. Нос его был широк и сплюснут, лицо
скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в ка-кую-то наглую, насмешливую
и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал
неблагородно развитую нижнюю часть лица..." Это Парфен Семенович Рого-жин,
сын недавно умершего богача. Он тепло одет в отличие от своего спутника, на
котором - плащ без рукавов и с большим капюшоном, совершенно непригодный для
российского клима-та. "Обладатель плаща с капюшоном был молодой человек,
тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного по-выше среднего,
очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с маленькою, востренькою, почтл
совершенно белою бород-кой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во
взгля-де их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того стран-ного
выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую
болезнь". Это князь Лев Николае-вич Мышкин, последний в роде Мышкиных,
лечившийся дол-гое время за границей (в Швейцарии) от психической болезни. Сам
себя он называет идиотом. Последние годы Мышкин жил в Швейцарии на содержании
своего доктора Шнейдера, потому что его попечитель, Павли-щев, скоропостижно
скончался и деньги за лечение перестали поступать в больницу. Теперь князь
возвращается на родину; из вещей у него всего лишь маленький узелок. К
собеседникам присоединяется чиновник Лебедев, посто-янно вставляющий в их
разговор ненужные и лишние репли-ки, всячески суетящийся и старающийся внушить
мысль о сво-ей необходимости. Это ему удается, потому что из вагона они с
Рогожииым уже выходят вместе. Среди прочего Рогожин упо-минает имя некой
Настасьи Филипповны, содержанки капита-листа Тонкого. Это женщина
необыкновенной красоты. Впер-вые увидев ее в театре, Рогожин сразу влюбляется и
совершен-но теряет голову. На деньги отца, человека жестокого и прижи-мистого,
Рогожин покупает бриллиантовые подвески за десять тысяч и приносит их в подарок
Настасье Филипповне. Старик Рогожин жестоко избивает сына, а сам отправляется к
Наста-сье Филипповне и просит ее вернуть подвески. Та выносит ук-рашения и
заявляет, что Парфен стал ей гораздо милее потому, что пошел ради нее против отца.
По прибытии в Петербург князь сразу же отправляется с ви-зитом к своим дальним
родственникам Епанчиным (Лизавета Прокофьевна, мать семейства, по происхождению
тоже Мыш-кина). Князь попадает па прием к генералу Ивану Федорови-чу, который,
несколько озадаченный наивной манерой князя держаться и полным спокойствием, с
которым тот говорит о своем заболевании, вначале решает побыстрее избавиться от
Мышкина. Последний замечает, что хотел бы работать, и пи-шет идеальным
каллиграфическим почерком несколько строк. Генералу это очень нравится, и он
дает обещание найти князю место на службе. Тут же князь знакомится с секретарем
Епан-чииа, Гаврилой Ардалионовичем Иволгиным (Гапей). По пла-ну Тоцкого и
Епанчина, Ганя должен жениться на Настасье Филипповне, которая замучила Тоцкого
своим своеволием и не дает ему нормально жениться на девушке из порядочной
се-мьи (например, на старшей дочери Епаичина, Александре). Если же она выйдет
замуж, то любые ее претензии к Тоцкому будут считаться необоснованными, а,
кроме того, она получит семьдесят пять тысяч приданого. Ганя при князе говорит
Епанчину, что завтра, в день рожде-ния Настасьи Филипповны, она обещает
объявить свое окон-чательное решение. Епанчин рекомендует князю утроиться на
квартиру к родителям Гани (его мать сдает меблированные ком-наты). Князь
замечает на столе портрет Настасьи Филипповны. Его поражает прекрасное лицо
этой женщины - "лицо веселое, а она ведь ужасно страдала... Это гордое
лицо, ужасно гордое..."
После аудиенции у генерала князя принимают на женской половине
дома Епапчиных. Мышкнн знакомится с Лпзаветой-Прокофьевной и се дочерьми -
Александрой, Аделаидой (та-лантливой художницей) и красавицей Аглаей. Несмотря
на предвзятое к нему отношение (Лнзавста Прокофьевна очень расстраивается,
узнав, что последний из Мышкиных - идиот), князю удается вначале заинтересовать
женщин своею просто-той и искренностью суждений, затем блеснуть эрудицией (он
рассказывает, что по просьбе генерала написал несколько слов почерком игумена
Пафиутия, жившего в четырнадцатом веке), и, наконец, поразить их воображение
описанием сцены смерт-ной казни, которую однажды ему довелось увидеть воочию.
Он подробно вспоминает, что, по его мнению, чувствовал преступ-ник в последние
минуты своей жизни, и предлагает Аделаиде попытаться изобразить в красках лицо
приговоренного к гиль-отине. "Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно
и близ-ко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова,
лицо, бледное, как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностью
протягивает свои синие губы, и глядит, и - все знает". Князь также
рассказывает подробности своей жизни в Швейцарии. Он очень любил детей, много
говорил с ними, за что и нажил себе массу недоброжелателей, поскольку его
влия-ние на детей было огромно. Князь не был влюблен, но чувство-вал жалость и
ухаживал за больной девушкой Мари, которую обесчестил приезжий, а мать
выставила на поругание перед со-седями. Князь и детям внушил, что Мари достойна
любви и сострадания, так что Мари умерла почти счастливая. Князь очень правится
хозяйкам, он по лицам их подмечает наиболее яркие черты их характеров.
Неожиданно он заявляет, что Аг-лая так же красива, как и Настасья Филипповна.
Его ловят па слове, и князю приходится рассказать, что он видел в кабинете
генерала портрет, а затем и примести его по просьбе Лизаветы Прокофьевны. Гапя
просит князя передать Аглае от пего записку. Как вы-ясняется впоследствии
(Аглая сама дает князю прочитать по-слание), Ганя не хочет жениться на Настасье
Филипповне (сто привлекают лишь деньги), а питает нежные чувства к Аглае и
просит ее "решить" его судьбу. Аглая передает записку обратно князю и
диктует ему в присутствии Ганп фразу (якобы для того, чтобы посмотреть на
каллиграфию Мышкпна): "Я в торги не вступаю". Князь возвращает Гане записку;
тот, вспылив, не ве-рит, что князь поступил честно, срывает злобу на нем,
обзыва- ет его идиотом, но затем извиняется и провожает князя до сво-его дома.
Мать Гани, Нина Александровна, и его сестра Варя сдают комнаты жильцам. Одну
комнату займет князь, другую некто Фердыщенко. Отец Гани, генерал Иволгин,
постоянно врет в разговорах абсолютно обо всем, увлекается, но требует к себе
почтения. За ним присматривает тринадцатилетний брат Гани, Коля. За Варей
ухаживает Иван Петрович Птицыи, деловой человек (он дает деньги в рост).
Фердыщенко немедленно и без церемоний заявляется к кня-зю, предупреждает, что
ему не надо давать денег, осматривает единственную банкноту Мышкина - двадцать
пять рублей, одолженные ему Епанчиным. Затем князя посещает Иволгин. Среди
немилосердного вранья он замечает, что готовится чу-довищный брак (Гани и
Настасьи Филипповны), который воз-можен только через его труп. Все домочадцы по
очереди пыта-ются увести генерала. При князе вспыхивает семейный конф-ликт
из-за готовящейся свадьбы; Варя тоже решительно выс-казывается против такого
унизительного брака по расчету с "павшей" женщиной. Раздается звонок
в дверь, и князь отправляется открывать. На пороге стоит Настасья Филипповна;
она приехала познако-миться со своим "будущим" семейством. Князя
Мышкина она принимает за лакея, .бросает ему на руки свою шубу, шуба па-дает на
пол. Все потрясены визитом, Ганя ужасно смущен. По-является генерал, опять
принимается что-то врать, Ганя и Варя пытаются его убрать. Иволгин рассказывает
историю, будто бы с ним произошедшую (как он однажды в ответ на выходку од-ной
попутчицы выбросил из поезда ее собачку). Настасья Фи-липповна весело уличает
его во лжи и припоминает, что на днях читала все то же самое в одной из газет.
В этот момент появляются новые гости - Рогожин, Лебе-дев и целая компания,
отличавшаяся "не только разнообрази-ем, но и безобразием". Ганя
пытается выставить компанию, но у него ничего не выходит. Рогожин, нарываясь на
скандал, ос-корбляет Ганю, предлагает Настасье Филипповне сто тысяч, если она
согласится выйти за него. Варя требует вывести "бес-стыжую" (т. е.
Настасью Филипповну) вон, Ганя хватает сест-ру, за руку, кричит на нее. Князь
вступается за Варю. Взбешен-ный Ганя обрушивает все свое раздражение на Мышкина
и дает ему пощечину. Князь отходит в сторону, предупреждает Ганю, что тот будет
стыдиться своего поступка. Все ему сочувствуют, даже Рогожин стыдит Ганю. Князь
объявляет Настасье Филип-194 повне, что она на самом деле совсем не такая,
какою пытается себя выставить. Та, обрадовавшись, уезжает, напоминая Гане, что
ждет его завтра на день рождения. Перед уходом она целу-ет руку Нине
Александровне.
Князь удаляется в свою комнату, к нему прибегает Коля,
уте-лиает его, говорит о своем глубоком к нему уважении. Прихо-дит и Варя. Она
убеждена, что князь угадал истинную натуру Настасьи Филипповны, отмечает его
влияние на странную го-стью. Ганя приходит просить у князя прощения, а заодно,
под влиянием Мышкина, и у сестры, которая впервые пытается понять и
посочувствовать своему запутавшемуся брату. Ганя рассказывает, что раньше любил
Настасью Филипповну, но такие женщины, как она, не годятся в жены, а только в
любов-ницы. Ганя очень закомплексован, его униженное положение, без-денежье
совершенно изводят его. Он срывается на домочадцах и на кротких людях вроде Мышкина;
самой же Настасье Фи-липповне он отпор дать не может и надеется отыграться на
ней тютом, уже будучи ее мужем. Мышкин обращается с просьбой к Иволгину ввести
его в дом Настасьи Филипповны: днем, впопыхах, она забыла или не захотела
пригласить князя лично. К вечеру Иволгин напи-вается и углубляется в дебри
своего традиционного вранья. Он ведет Мышкина по ложному адресу, по пути
приводит в дом своей любовницы, капитанши Терентьевой. Капитанша встре-чает его
руганью (он давно не дает ей денег). Там князь встре-чает Колю, который состоит
в близкой дружбе с сыном капи-танши, Ипполитом. Князь бросает Иволгина и просит
Колю отвести его к Настасье Филипповне; он решает проникнуть на ее вечер
незваным, на свой страх и риск, поступившись прили-чиями. Вопреки ожиданиям,
Настасья Филипповна встречает кня-зя с огромной радостью и даже извиняется, что
накануне не при-гласила его к себе. Среди ее гостей - люди совершенно разные;
они вряд ли смогли встретиться вместе где-либо еще. Здесь и Тоцкий, и генерал
Епанчин, и Фердыщенко, и никому не изве-стный старичок-учитель. По предложению
Фердыщенко все принимаются играть в игру, по правилам которой каждый уча-стник
должен честно рассказать самый неблаговидный свой поступок. Начинает
Фердыщенко; он излагает историю одного незначительного ограбления, в которой он
был главным дей-ствующим лицом, но наказан оказался другой человек. Птицын
пропускает свою очередь. Топкий рассказывает, как в юности перебежал дорогу
одному молодому человеку, влюбленному в женщину, к которой сам Тоцкий не питал
особых чувств (тот рассказа.! Тонкому, где можно достать камелии, и
Тоцкий.опе-редил его). Когда очередь доходит до Настасьи Филипповны, она
нео-жиданно обращается к князю с вопросом, выходить ей замуж за Таню или пет,
утверждая, что как он решит, так и будет. Князь дает отрицательный ответ, и
хозяйка отвергает предложение Гапи, расстраивая тем самым планы Тоцкого и
Епанчина. Все поражены, никто не хочет принимать произошедшее за правду. Но
Настасья Филипповна тут же прилюдно отказывается от семидесяти пяти тысяч
Тоцкого и объявляет, что и "так" отпус-кает его па волю. Приезжает
Рогожин со своей компанией и привозит сто ты-сяч. Настасья Филипповна
выговаривает Гане за алчность, за непорядочность и нерешительность, за то, что
он всегда кому-то подчиняется. Она клянется, что все вернет Тоцкому и пой-дет
работать прачкой: без приданого ее никто не возьмет в жены. Неожиданно
молчавший ранее князь заявляет, что женится на Настасье Филипповне и без
приданого и сам будет зараба-тывать на хлеб. Он уверен в честности и чистоте
своей избран-ницы и обещает всегда ее уважать, Мышкин чувствует, что На-стасья
Филипповна немного не в себе; советует ей лечь в по-стель. Князь обнародует
письмо, по которому ему причитается огромное наследство. Настасья Филипповна приказывает
Ро-гожину убрать пачку денег; она решает выйти за князя. Затем она меняет свое
решение, не желая "младенца сгубить" (т.е. кня-зя). Она кидает деньги
(сто тысяч, которые Рогожин заплатил ей "за нее") в огонь и заявляет,
что если Ганя вытащит пачку, то получит все сто тысяч, а она
"полюбуется" на его душу. Мно-гие, в т.ч. Лебедев, умоляют разрешить
вытащить им деньги, но Настасья Филипповна непреклонна. Ганя же не трогается с
места, затем, сделав шаг по направлению к дверям, падает в об-морок. Настасья
Филипповна уезжает с Рогожиным (оставляя деньги Гане, т. к. он
"заслужил").
Часть вторая
Мышкин следует за Настасьей Филипповной и исчезает, к великой досаде Лизаветы
Прокофьевны, из поля зрения Епан-чиных. Ганя болеет, по выздоровлении оставляет
службу; Варя выходит замуж за Птицыпа, и вся семья Иволгиных переезжа-ет в их
дом. К Епапчнпым начинает часто ходить князь Щ., ко- торый, и конце концов,
делает предложение Аделаиде. Аглая же неожиданно получает от Мышкина теплое
письмо, с кото-ром тот признается, что Аглая очень нужна ему. Вскоре Епанчины
переезжают на дачу в Павловск. Князь Мишкин прибывает из Москвы и навещает
Лебедева. Лебедей отвратительно-услужлив и принижен; он собирает сплетни и
шпионит за всеми, а также толкует Апокалипсис. Он рассказы-вает князю, что
Епанчины, а также Рогожин и Настасья Фи-липповна находятся в Павловске. Он в
курсе московских собы-тий: Настасья Филипповна, неоднократно металась между
Ро-oгожиным и Мышкииым, обещала Рогожину выйти за пего, но бежала прямо из под
венца. Князь уверен, что она больна и что ей необходимо сочувствие. Князь
делает визит Рогожину, интересуется сроком свадь-бы, на что Рогожин отвечает,
что от него ничего не зависит; Рогожин признается, что любит князя, когда тот
рядом; а когда его нет, то ненавидит. Рогожин твердит, что боится Настасьи
Филипповны, заговаривает об ее сумасшествии - так часто ее преследует смена
настроений, так часто с пей случаются исте-рики. Князь клянется не мешать
Рогожину, но не понимает, почему Настасья Филипповна идет за него. Рогожин и
сам чув-ствует, что их брак никогда не состоится, что для невесты это
равносильно самоубийству. Он объявляет князю, что Настасья Филипповна любит
именно его, но боится опозорить честное имя Мышкпна, и постоянно твердит, что
она низкая и павшая женщина, недостойная князя. Князь обращает внимание на то,
что у Рогожина появился новый нож для разрезания книг. Уже на лестнице Рогожин
вдруг спрашивает князя, верит тот в бога или пет. Он рассказывает историю о
набожном крес-тьянине, зарезавшем своего приятеля из-за красивых часов. Князь
вспоминает, как купил у простого солдата на улице оло-вянный крест и надел на
себя. Рогожин предлагает князю по-меняться крестами, затем подводит князя к
своей матери (ко-торая уже очень стара и плохо отдает себе отчет в том, что
про-исходит вокруг). Неожиданно она сама благословляет князя. Рогожин
предлагает князю "забрать" себе Настасью Филиппов-ну, потому что это
"судьба". Князь бродит по Летнему саду. Эпилептическое его состоя-ние
усиливается. Временами он отключается и теряет связь с реальностью. Он
чувствует приближение припадка. Его муча-ет вопрос о любовном треугольнике, он
не знает, способен ли Рогожин дать Настасье Филипповне счастье и привести ее к
свету. В толпе ему мерещатся глаза Рогожина. Князь приходит в свою гостиницу, в
нише на лестнице вновь замечает те самые глаза, что преследовали его полдня.
Рогожин выходит из ниши, замахивается на князя ножом, с князем слу-чается
эпилептический припадок. Рогожин убегает. Направляв-шийся в этот момент к князю
Коля застает его в припадке, де-лает необходимые распоряжения, находит врача и
переносит князя в его номер. Через три дня, по приглашению хозяина, князь
переезжает на дачу Лебедева в Павловск
Лебедев и его дочь Вера выхаживают князя, его навещают
Епанчины, Птицыны и Ганя. Лглая читает вслух балладу о бед-ном рыцаре, который
так и умер, не зная других женщин, кро-ме своей Прекрасной Дамы. При этом Аглая
немного меняет текст, и в нем появляются намеки на Настасью Филипповну. В это
время входят генерал Епанчин и Евгений Павлович Радомский, молодой человек,
только что вышедший в отстав-ку. Следом за ними вваливается странная компания
очень мо-лодых людей, среди них Ипполит Терентьев, Келлер из свиты Рогожина,
некто Бурдовский, весьма косноязычный и претен-циозный молодой человек. Суть их
претензии и требования "прав" сводятся к следующему. По наущению
стряпчего Чеба-рова Антип Бурдовский объявил себя незаконным сыном Пав-лищева и
требует от князя возмещения материального ущерба в большом размере, поскольку
два года Павлищев платил за лечение князя за границей. Обнародуется статья
Келлерд, в которой содержится масса прямых указаний на князя, умыш-ленно
допущенных неточностей и непроверенных сведений, представленных как абсолютная
истина. Молодые люди требуют "совести" и "прав". Особенно
горя-чится Ипполит, у него чахотка в заключительной стадии, он по-стоянно
обещает, что скоро умрет. Князь, однако же, парирует выпад, хотя, к негодованию
всех присутствующих, обещает по-тратить на Бурдовского десять тысяч. По поручению
князя Ганя давно уже выяснил, что Бурдовский никак не может быть сы-ном
Павлищева, а помощь больному Мышкину объясняется только странной любовью
покойного Павлищева к убогим и увечным. Напротив, покойный заботился и о матери
Бурдовс-кого, потому что в молодости был неравнодушен к ее сестре. Князь
предлагает Бурдовскому дружбу и деньги, но Иппо-лит, непрерывно оскорбляя
Мышкина, заявляет, что все пред-ложено "в такой ловкой форме... что теперь
благородному че-ловеку принять их ни в каком случае невозможно". Лизавета
Прокофьевна теряет терпение. Она глубоко оскор-блена тем, что присутствует при
всей этой "галиматье", но еще больше ее возмущает смирение Мышкина,
который, по ее сло-вам, пойдет на следующий день к Бурдовскому и на коленях
станет умолять его принять десять тысяч. Она называет вещи своими именами,
обвиняет молодых людей в крайней неблаго-дарности и неумении вести себя.
Напоследок она накидывает-ся на Ипполита, но тот, объявив, что скоро умрет,
принимается долго кашлять. Все начинают его жалеть и пытаются уложить в
постель. Ипполит же совершенно на равных отвечает, что считал ее, женщину втрое
старше себя, "способной к разви-тию". Ипполит тоже болен психически:
он слишком резко меняет настроение, то предаваясь лирическим воспоминаниям о
сте-не, на которую выходят окна его петербургской комнаты, то вновь принимаясь
обличать окружающих. В результате князь просит Лебедева оставить Ипполита в
доме ночевать, а прияте-ли Ипполита ретируются, ни у кого не попросив
извинения. Когда гости уже стоят на лестнице, мимо проезжает экипаж Настасьи
Филипповны. Она окликает Евгения Павловича, де-монстрируя свои с ним близкие
отношения, которых в действи-тельности нет. Ее план - опозорить его перед
Епанчиными, она знает, что Евгений Павлович ухаживает за Аглаей, и стремит-ся
расстроить этот брак, чтобы освободить Аглаю для Мыш-кина. Со своей стороны
Варя пытается устроить брак Аглаи с Га-ней и получает, наконец, отказ от дома
Епанчиных. Лизавета Прокофьевна требует у князя Мышкина отчета о его
собствен-ных отношениях с Аглаей, припоминает и посланное ей князем письмо.
Мышкин клянется, что не собирается больше женить-ся на Настасье Филипповне, но
говорит об этом как-то не очень уверенно. Лизавета Прокофьевна же обещает со
своей стороны воспрепятствовать браку князя и Аглаи (хотя никаких намере-ний
князь пока не обнаружил). Она выясняет и то, что Бурдов-ский в крайне
категоричной форме разорвал отношения как со своими приятелями, так и с самим
князем, и высокомерно вер-нул часть данных ему князем денег. Князь также
ишрормирует Лизавету Прокофьевну, что Аглая отказала ему от дома пись-менно. Та
берет его за руку и тащит к себе на дачу.
Часть третья
Лизавета Прокофьевна очень переживает за своих дочерей. Старшей, Александре,
уже 25 лет, а ни одна из девушек еще не замужем. У Ешшчиных гости. Евгений
Павлович рассуждает о рус-ском и нерусском либерализме, заявляет, что перемены
в об-ществе не носят национального характера. Князь слушает с наи-вным
вниманием, соглашается с тем, что русские либералы склонны ненавидеть Россию.
Евгений Павлович вспоминает случай на суде, когда адвокат преступника, убившего
шесть че-ловек, пояснил, что бедность его подзащитного не давала ему
возможности поступить иначе. Князь, который почти не жил в России, впрочем,
утверждает, что это не частный случай, а за-кономерность. По предложению
Лизаветы Прокофьевны общество соби-рается идти на прогулку. Князь ходит как
потерянный, просит у всех прощения за свое поведение, говорит, что ему нельзя
об-суждать многие предметы, что он не умеет держаться и т. д. Аг-лая вступается
за него, окружающие принимаются подшучи-вать над нею и князем, а тот публично
заявляет, что не имеет чести просить ее руки. Аглая звонко хохочет, сестры
поддер-живают ее. На прогулке Аглая идет под руку с князем и специально
по-казывает ему зеленую скамейку, на которой она любит сидеть по утрам.
Епанчиных и их гостей окружают знакомые. Завязы-вается веселый разговор. В
толпе князю вновь чудятся глаза Рогожина. Его тревога не беспочвенна,
неподалеку появляется Настасья Филипповна с какой-то дамой. Настасья
Филиппов-на вновь окликает Евгения Павловича и объявляет ему о смер-ти его
дяди, растратившего казенные деньга. Он отворачивает-ся от нее в бешенстве, его
товарищ, офицер, пытаясь вступить-ся за несправедливо оскорбленного Евгения
Павловича, заме-чает, что таких, как Настасья Филипповна, надо воспитывать
хлыстом. Та отнимает хлыст у совершенно незнакомого ей че-ловека и бьет офицера
по лицу. Офицер бросается на нее, но Мышкин хватает его за руки. Появившийся из
толпы Рогожин уводит Настасью Филипповну. Все думают, что, по всей
веро-ятности, офицер вызовет Мышкина на дуэль. Епанчины возвращаются домой.
Аглая учит князя заряжать пистолет и выбирать порох. Вечером она присылает ему
запис-ку с просьбой быть на свидании у скамейки. Князь долго бродит по темному
парку, не отдавая себе отче-та в том, что влюблен в Аглаю и что пойдет к ней на
свидание. Внезапно у скамейки появляется Рогожин, он зовет князя к Настасье
Филипповне. Князь долго уговаривает Рогожина не держать на пего зла, уверяет,
что ничуть не сердится за то, что Рогожин пытался его зарезать. Вдруг князь
вспоминает, If о у него завтра день рож- дения и прощается с Рогожиным; . Придя
домой, князь обнаруживает/что гости (среди кото-рых почему-то Вурдовскпп и
Ипполит) уже собрались, хотя он никого не приглашал. Евгении Павлович сообщает,
что он ула-дил дело с оскорбленным офицером, и вызова на дуэль не пос-ледует.
Ипполит просит общество выслушать его письменную ис-поведь, из которой следует,
что, поскольку он скоро умрет, то ему все позволено. Он может совершить любое
преступление и не понести наказания, т. к. умрет раньше вынесения приговора.
Ипполит чувствует себя "выкидышем", в то время как все при-рода
радуется жизни. Он крайне обижен на судьбу и на людей, ему все противны, даже верный
Коля, который трогательно за-ботится о своем умирающем друге. В
"Объяснении" Ипполит упоминает одно сделанное им доброе дело:
посредством связей своего товарища (которого все в гимназии любили, и только
один Ипполит гордо презирал) он спасает одного доктора, при-ехавшего с семьей в
Петербург искать справедливости и истра-тившего последние сбережения. Ипполит
публично зачитыва-ет план своего самоубийства па даче Лебедева во время
празд-нования дня рождения князя; предлог - не стоит мучиться ос-тавшиеся
две-три недели.
Большинство слушателей сходятся на том, что Ипполит -
просто вздорный дурак, но Лебедев пугается скандала и наста-ивает на том, чтобы
у Ипполита изъяли пистолет. Ипполит на-правляет его по ложному следу, а сам
достает пистолет и стре-ляет себе в висок. Впрочем, оказывается, что в
пистолете не было даже капсюля. Все смеются. Ипполит плачет, показывает
кап-сюли, клянется, что был уверен, что пистолет заряжен. Иппо-лита укладывают
спать, а князь отправляется бродить по пар-ку и вспоминает, как в Швейцарии его
посещали те же мысли, что и Ипполита (о своей ненужности в мире, о своей
отчужден-ности). Забывшись, он оказывается у скамейки, где назначила ему
свидание Аглая, и засыпает. Аглая будит его, стыдит за подобные странности.
Князь рас-сказывает ей об окончании инцидента с Ипполитом, уверяет, что тому
просто хотелось, чтобы его пожалели и похвалили. Кроме того, Ипполит прислал
копию своего "Объяснения" Аг-лае. Аглая предлагает князю стать ее
другом и помочь ей сбе-жать из дому, где ее все дразнят романом с князем. Она
заявля-ет, что совсем не любит князя, путается, спрашивает о чувствах князя к
Настасье Филипповне и объявляет, что Настасья Фи-липповна забрасывает ее
письмами, в которых всеми способа-ми подталкивает к браку с князем. Аглая
отдает эти письма кня-зю. Появляется Лизавета Прокофьевна, требует от князя
объяс-нений. Дома у князя оказывается, что ночью Лебедева обокра-ли. Его
подозрения падают на Фердыщенко, оставшегося ноче-вать после дня рождения.
Лебедев вместе с генералом Иволги-ным пускается на поиски Фердыщенко. Князь
перечитывает письма Настасьи Филипповны к Аглае, Ему невыносимо тяжело, он
пускается бродить, доходит до дома Епанчнпых, но уже поздно, и Александра
приглашает его зай-ти на другой день. В парке он сталкивается с Настасьей Фи-липповной,
она становится перед ним па колени, спрашивает, был ли князь у Аглаи, и обещает
уехать. Настасья Филипповна спрашивает, счастлив ли князь. Появившийся Рогожин
уводит ее, затем возвращается и повторяет вопрос. Князь отвечает от-рицательно.
Часть четвертая
Ганя - "обыкновенный человек... с завистливыми и поры-вистыми желаниями и,
кажется, даже так и родившийся с раз-драженными нервами. Порывчатость своих
желаний он прини-мал за силу. При своем страстном желании отличиться он го-тов
был иногда на самый безрассудный скачок; но только что дело доходило до
безрассудного скачка, герой наш всегда ока-зывался слишком умным, чтобы на него
решиться". Ганя "под-лец наполовину". Его безумно раздражают
эксцентрические выходки отца, благоразумие Птицына, смирение матери,
спокойствие Вари. Варя же приносит из дома Епанчиных известие о якобы
воз-можной свадьбе Аглаи и князя. Ипполит переселяется к Птицыным. Он не
умирает, а по-правляется, постоянно изводит генерала Иволгина, уличая того во
лжи. Ганя присоединяется к подобному мнению. Генерал с криками заявляет, что
уходит из семьи. Все умоляют его не по-зориться и вернуться. Ипполит же попутно
оскорбляет и Ганю, напоминая ему затем, что он имеет дело с умирающим. Ганя
интересуется, почему Ипполит не умирает. Несмотря на насто-яния Гани покинуть
дом, Ипполит еще увереннее чувствует себя у Птицыных. Ганя получает от Аглаи
записку с приглашением на свида-ние. Он торжествует. Князь выясняет у Лебедева,
что его деньги брал Иволгмн, затем подкинул ему их обратно, а Лебедев долго
делал вид, что не видит бумажник, лежащий на самом видном месте. Наконец
Иволгин подкладывает деньги Лебедеву за подкладку, нароч-но распарывая карман.
Князь просит Лебедева не мучить боль-ше генерала, а сказать ему, что деньги как
бы нашлись. Иволгин в своем пристрастии врать доходит уже до того, что
припоминает эпизод из своего детства, когда его якобы выбрал себе в камер-пажи
Наполеон и советовался с ним по разным вопросам. Вечером с Иволгиным прямо на
улице, на руках у Коли, случается удар. В доме Епанчиных неспокойно. Все
гадают, любит ли Аглая князя и выйдет ли за него, и как это будет выглядеть в
глазах света, не спрашивая при этом саму Аглаю. Аглая же становится все более
эксцентричной, позволяет себе самые странные вы-ходки и даже посылает князю в
подарок ежа. После этого вся семья недоумевает, что мог бы означать этот еж.
При родите-лях и сестрах Аглая сама спрашивает князя, просит ли он ее руки, и
князь отвечает, что просит. Аглая изящно поднимает его на смех. Она то смеется,
то рыдает, и родители окончатель-но уверяются в том, что Аглая влюблена.
Епанчины созывают гостей, в т.ч. крестную Аглаи, старуху Белоконскую. Князь
должен впервые предстать перед обще-ством такого уровня. Предполагаемый же брак
решено толко-вать как продолжение фамилии Мышкиных, из которых про-исходит сама
Лизавета Прокофьевна. Накануне Аглая видится с князем, ругает его за неумение
вести себя и предсказывает, что он непременно испортит вечер и разобьет
китайскую вазу. Князь начинает бояться, что и впрямь что-нибудь сломает,
вначале решает не ходить, а потом, согласившись, что не может отказаться от
приглашения, реша-ет вести себя как можно смирнее
В обществе он весьма некстати выступает с
речью, в кото-рой признается, что все ему очень понравились, что княжеское
сословие не вырождается, а есть еще вполне приличные и доб-рые люди. Он вдруг
нападает на католицизм, объявляя его еще худшим грехом, чем просто атеизм. Во
время своей страстной речи князь как-то незаметно оказывается возле китайской
вазы и действительно разбивает ее. Вопреки предсказаниям Аглаи никто не
сердится на него, все ободряют князя. Мышкин продолжает говорить стоя,
при-зывает не бояться быть смешными, прощать друг друга и сми-ряться. Он знает,
что слова ничего не изменят, и сам намерен подать пример, говорит, что
счастлив, глядя на дерево, на ре-бенка, на любимые глаза. С ним случается
припадок, и князь падает навзничь. Князя перевозят домой. На другой день
Епанчины навеща-ют его. Потихоньку Лглая просит князя никуда не отлучаться в
течение дня и вскоре заходит за ним уже одна. Они направля-ются к Настасье
Филипповне, которая приехала по просьбе Лглан. В доме кроме их троих
присутствует Рогожин. После того как обе женщины обмениваются взглядами,
полными ненавис-ти друг к другу, Аглая просит Настасью Филипповну прекра-тить
сводить ее с князем. Она говорит, что сама Настасья Фи-липповна не может князя
полюбить, а может только мучить, что ей правится быть несчастной, что своим
давним "позором" она уже много лет бравирует и беспрерывно всем
напоминает, что когда-то ее оскорбили. Аглая интересуется, не проще ли было
Настасье Филипповне уехать и оставить всех в покое. Она понимает, что та не
выходит за Рогожина только потому, что тогда ей не на кого будет обижаться. По
словам Евгения Пав-ловича, Настасья Филипповна прочла слишком много книг и
получила слишком хорошее для своего положения образова-ние. Настасья Филипповна
отвергает обвинение в неспособнос-ти трудиться и сама называет Аглаю
белоручкой. Она заявля-ет, что Аглая специально пришла к ней с князем, потому что
боится, что князь ее, Настасью Филипповну, любит больше, чем Аглаю. Она кричит,
что прогонит Рогожина, а князь останется при ней, стоит ей только пальцем
поманить. Настасья Филипповна выполняет угрозу. Князь колеблет-ся, не может
сообразить, что происходит. Этого минутного со-мнения оказывается достаточно
для Аглаи, и она одна выбега-ет па улицу. Князь бросается следом, но Настасья
Филипповна догоняет его и падает ему на руки. Мышкин никуда не идет, остается с
нею, гладит ее по лицу, утешает и забывает об Аглае. Рогожин удаляется. Через
две недели объявлена свадьба князя и Настасьи Фи-липповны. Епанчииы уезжают в
Петербург. Князь неоднократ-но пытается навестить Аглаю, но ему отказывают в
этом. Евгений Павлович пытается разъяснить князю, насколько безобразен сто
поступок, он твердит, что ничто не может оп-равдать Настасью Филипповну, ее
"бесовскую гордость, такой наглый, такой алчный ее эгоизм". Однако же
князь по-прежне-му считает, что она "сострадания достойна". Мышкин
догова- ривается до того, что признается перед Евгением Павловичем в любви к
обеим женщинам сразу. Перед свадьбой Настасья Филипповна старается по мере сил
развеселить задумчивого князя, но накануне снова бьется в ис-терике и посылает
за женихом, чтобы он успокоил ее. В день скандальной церемонии собирается
огромная толпа народу. Когда Настасья Филипповна в великолепном платье
появля-ется на крыльце своего дома, по толпе проходит гул одобрения и
восхищения. Она уже собирается войти в свадебный экипаж, когда внезапно
оборачивается, замечает в толпе Рогожина и кричит ему, чтобы он увез ее.
Рогожин выполняет ее требова-ние, и оба они исчезают. Князь совершенно спокойно
переносит бегство невесты из-под венца и отправляется искать ее в Петербурге.
Он приходит и на квартиру Рогожина, и на квартиру Настасьи Филиппов-ны; нигде
он не застает беглецов. Он ходит по улицам, когда к нему подходит Рогожин и
велит следовать за ним. Они заходят в мрачный дом Рогожина с черного хода. Дома
Рогожин пока-зывает князю зарезанную им Настасью Филипповну. Оба они устраиваются
спать па полу подле убитой. Рогожин засыпает, что-то бормочет во сне. Мышкин
гладит его по голове, плачет над ним и окончательно сходит с ума. Заключение
Рогожин после перенесенного воспаления мозга был при-говорен к пятнадцати годам
ссылки. Князь Мышкин отправ-лен Евгением Павловичем на лечение в Швейцарию.
Ипполит умер. Аглая вышла замуж за польского эмигранта, а Аделаи-да - за князя
Щ. Аглая стала членом комитета по освобожде-нию Польши и перешла в католицизм.