ЧЕРНЫЙ МОНАХ
Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец,
расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он
отправляется к Песоц-ким - Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и
воспита-телю, и его дочери Тане в деревню Ворисовку. Песоцкпй - зна-менитый
российский садовод. Коврпиа с детства поражала фан-тазия Егора Семеновича - в
саду есть самые необыкновенные растения - от черных тюльпанов до арок, вензелей
и канделяб-ров, в форме который растут садовые деревья. Сам Песоцкий и Таня
много работают в саду; это - единственный смысл жизни Егора Семеновича, он
очень беспокоится за то, что после его смерти некому будет продолжить его дело.
Таня - девушка чувствительная и довольно нервная, многословная и искренне
симпатизирующая Коврину. Она часто ссорится с отцом по пустякам, после чего
запирается у себя в комнате и рыдает ос-таток дня. В Борисовке Коврин
продолжает такую же беспорядочную жизнь, что и в городе. Он мало спит, много
читает и пишет (он занимается психологией и философией), учит итальянский язык,
пьет вино, курит, общается с довольно скучными знако-мыми Песоцких -
барышнями-соседками, играющими с Таней на пианино, и молодым человеком,
играющим на скрипке. Од-нажды Коврин слышит, как Таня, ее подруга и молодой
чело-век разучивают серенаду Брага. Сюжет серенады незатейлив: "Девушка,
больная воображением, слышала ночью в саду ка-кие-то таинственные звуки, до
такой степени прекрасные, что должна была признать их гармонией священной,
которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса".
Ков-рину скучно, он рассказывает Тане легенду о черном монахе, которую сам не
помнит, где слышал. Тысячу лет назад одетый .в черное монах шел по пустыне. За
несколько миль от того места рыбаки видели мираж - чер-ного монаха, который шел
по поверхности воды. Мираж отра-жался такое множество раз, что, наконец, вышел
за пределы Галактики. Предсказание гласит, что через тысячу лет, т. е. во время
жизни Коврипа и Тани, этот мираж вновь попадёт в зем-ную атмосферу и покажется
людям. Тане легенда не нравится. Коврип выходит в поле, восхищается красотой
природы, ему кажется, что мир притаился и ждет, чтобы Коврпн понял его.
Неожиданно вдалеке показывается смерч, Коврин отходит в сторону. При ближайшем
рассмотрении оказывается, что это гигантский черных монах. Он оборачивается на
Коврина и улы-бается ему. Коврин возвращается в дом. Судя по всему, никто,
кроме него, не заметил чудесного явления, и Коврип решает никому ничего не
говорить, потому что все сочтут его сумасшедшим. Когда гости разъезжаются, Таня
приносит Коврипу почи-тать статьи отца о садоводстве. Егор Семенович сам
наведыва-ется к Коврипу, сетует на то, что после его смерти сад пропадет, что
Таня выйдет за какого-нибудь проходимца, пойдут дети, и садом некому станет
заниматься. Песоцкий прямо заявляет Коврину, что единственный человек, которому
он с радостью доверил бы дочь, - это он. После ухода Егора Семеновича Ков-рин
принимается было за чтение статей, и его поражает агрес-сивны! i тон
повествования (Песоцкий весьма резко полемизи-рует с другими садоводами). На
другой день отец и дочь в очередной раз ссорятся, Таня запирается и никого не
впускает к себе. Коврип решает их по-мирить, идет к Тане, утешает ее, успокаивает,
гладит по голове, и вдруг понимает, что никогда не сможет полюбить женщину,
вполне здоровую душевно, "но бледная, слабая, несчастная Таня" ему
правится. В тот же день Коврин повторно видит привидение черного монаха - среди
бела дня, в саду Песоцких. Черный монах говорит, что Коврин - один из немногих
из-бранных богом людей, которые служат вечной правде и несут на себе
божественную, небесную печать. Для таких людей есть вечная жизнь; своим трудом
они приближают вечную жизнь и для остальных люден. Коврину приятно это слышать,
но он понимает, что перед ним - галлюцинация, и прямо спрашива-ет монаха, болен
ли он психически. Тот отвечает, что нет ниче-го страшного в психическом недуге
- это отклонение только в понимании обыкновенных людей, т.е. "стада".
Большинство ге-ниев страдало тем или иным душевным недугом. Монах сове-тует
Коврнну: "Если хочешь быть здоров и нормален, иди в ста-до". Когда
мираж исчезает, у Коврина становится легко и весе-ло на душе, он настолько
счастлив, что, увидев Таню, востор-женно делает ей предложение. Начинаются
приготовления к свадьбе. Таня нервничает; Егор Семенович сердится на рабочих.
Дел невпроворот: гото-вятся фрукты и цветы к отправке в город, ведется
оживленная переписка с подрядчиками, шьется приданое. Коврин ничего не
замечает; он полностью уходит в работу. Он обожает Таню, постоянно говорит ей о
любви. Монах является ему по несколь-ко раз в неделю; однажды это происходит в
присутствии Пе-соцких. Коврин принимается говорить с ними на темы, кото-рые
могли бы заинтересовать монаха, и Песоцкие не подозре-вают, что Коврин общается
не с ними, а со своей галлюцинаци-ей. Свадьбу празднуют широко и весело, затем
молодые пере-езжают в город, где у Тани часто болит с непривычки голова,
особенно по ночам. Однажды ночью монах является Коврину в спальне. Думая, что
Таня спит, Коврин беседует с монахом о славе, известности и своем к ним
отношении. Его беспокоит, что он чересчур счас-тлив, но монах объясняет ему,
что "чем выше человек по ум-ственному и нравственному развитию, чем он свободнее,
тем большее удовольствие доставляет ему жизнь". Таня просыпа-ется и
ужасается тому, что муж сидит и разговаривает с пус-тым креслом. Она бросается
в соседнюю комнату к отцу, кото-рый гостит у них. Коврин сам немного напуган.
Семья прини-мает решение обратиться за помощью к врачу. Коврин начина-ет
лечиться. Летом Коврпны снова выезжают в деревню. Коврин пьет много молока,
работает только по два часа в день, не употреб-ляет табака и алкоголя, и вскоре
черный монах перестает яв-ляться ему. Но Коврин становится все более
раздражителен, его отношения с тестем сильно портятся. Он считает, что Егор
Семенович виноват в том, что Коврин стал посредственностью, ему было бы легче
жить в мире галлюцинаций и быть счастли-вым. Таня умоляет мужа помириться с
Песоцким, говорит, что от дурного характера Коврина страдают все и в первую
оче-редь - она. В конце концов, Коврин заявляет, что Егор Семе-нович сам просил
его жениться на Тане. Песоцкий вне себя от негодования, Таня падает в обморок.
Коврин и Таня расходятся. Он живет с другой женщиной (Варварой Николаевной),
получает кафедру, болеет (у него часто идет горлом кровь, что мешает ему
начинать читать курс). Таня возвращается к Егору Семеновичу. Варвара Николаевна
решает вывезти Коврина на лечение в Крым. Там он получаст письмо от Тани, в
котором та сообщает ему, что Егор Семенович скончался, обвиняет в этом бывшего
мужа и проклинает его. Чтобы успокоиться, Коврин пытается сесть за работу, но
внизу кто-то играет на скрипке и мешает ему. Выйдя на бал-кон, он слышит слова
серенады Брага. Это напоминает ему, как когда-то давно он слышал ее в
исполнении Тани и ее знакомых. Ему вновь является черный монах, который
спрашивает, отче-го Коврин не поверил, что он гений. Отвечать ему Коврин не
может: кровь идет у него горлом. Коврин слабеет, пытается по-звать Варвару
Николаевну, но произносит лишь имя Тани. "Он звал Таню, звал большой сад с
роскошными цветами, обрыз-ганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями,
ржа-ное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, ра-дость, звал
жизнь, которая была так прекрасна". Умирая, он слышит шепот монаха,
который уверяет его, что слабое тело не может больше быть оболочкой для гения.