Отдел народного образования 1940 - 1970

Коллектив работников районо (1959г.)
Слева направо сидят: Н. Ф. Антонова, работник бухгалтерии, Н.А. Кантамиров, зав. районо, В.А. Сурикова, инспектор районо,
стоят: Н.И. Гуляева, работник бухгалтерии, Н.П. Киселев,
зав. методкабинетом, Д.С. Водопьянова, машинистка,
Н.Г. Вайтовская, главный бухгалтер, В.В. Свириденко, бухгалтер


 Годы Великой Отечественной войны - особый период в истории нашего государство, когда в народном образовании происходили специфические процессы, вызванные условиями военного времени. На фронт ушли 6400 ивановцев, среди которых были и учителя.
Война внесла значительные изменения в государственный бюджет. С 1942 года прекратилось поступление капиталовложений на новое строительство и на капитальный ремонт школ. На помощь школе пришли шефствуюшие организации, колхозы, общественность. Были созданы комсомольские молодежные бригады по ремонту школ, проводи –лись «декадники» и «месячники» общественной помощи школам.
Большое народнохозяйственное значение приобрел в годы войны сельскохозяйственный труд учащихся. Параллельно среди учеников, учителей и родителей была развернута помощь фронту. Среди школьников шел сбор средств на вооружение, сбор металлолома, бутылок, теплых вещей и посылок для бойцов Красной Армии. Так в 1943 году учащиеся Ивановского района собрали 45 тысяч рублей на восстановление школ в освобожденных от немецкой оккупации территориях, учащиеся Ср-бельской неполной средней школы собрали 10326 рублей и 30 экземпляров книг, а учащиеся Ивановской средней школы 5500 рублей.
В 1944 году остро стал вопрос о качестве работы школ. Постановлением СНК СССР, принятым 21 июня 1944 года, проводились экзамены за курс начальной и семилетней школы, экзамены на аттестат зрелости для
10-х классов и учреждались золотые медали за выдающиеся успехи в учебе.
Послевоенные 40-е годы не были легкими. Почти 1800 человек не вернулись с фронта. Техника на селе была изношена, социальные трудности сказались и на школьном образовании: не хватало учебников, оборудования и т.д. Но победа над врагом придавала силы, ивановцы всецело отдались мирному труду.
В 1947 – 1948 учебном году в районе было:
начальных школ – 30, неполных средних школ - 6, средних – 1 /с.Ивановка/. В них обучалось 4273 человека. Работало 146 учителей. Из 101 учителей начальных классов 52 /50 %/ не имеют законченного среднего образования. Училось заочно 17 человек.
О состоянии народного образования в районе в послевоенные 1954-1955 годы свидетельствует справка в Ивановский райком КПСС, представленная заведующим районо Лобачевым И.Я.:»В районе 37 школ, из них
24 – начальные, 9 – семилетние, 4 – средние. Всего учителей – 226, из них:
со средним педагогическим образованием – 118 человек, незаконченное высшее – 53, высшее – 40, не имеют среднего педагогического образования – 15 человек. Численность учащихся с 1 по 10 класс – 4143 человека. Число детей школьного возраста, не охваченных школой на 1 сентября 1954 года – 54 ученика. Причины: болезнь – 11 человек, отказ родителей – 11, исключены – 4, работа в колхозе – 22, умственно отсталые – 7 человек.
Успеваемость: из 4143 учащихся не успевают 880 человек /21,2 %/, общая успеваемость – 78,8 %. Низкая успеваемость по русскому языку и математике /по району не успевают более 700 учащихся/. Вечерних школ сельской молодежи – нет».
Необходимо построить новое школьное здание на станции Березовка,
т.к. занятия ведутся в 3 смены. При Правовосточной семилетней школе надо срочно строить интернат, т.к. есть домик на 15 – 16 коек, но он в полусгнившем состоянии, жить в нем детям нельзя.
Нашему району надо 200 парт, а получили только 40, и то с большим трудом, не поступило для школ ни одной классной доски».
В 60 – 70 –ые годы начался третий период развития школы. Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой ХХ11 съездом КПСС /1961 г./. Программа партии: осуществление всеобщего обязательного среднего образования, улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, создание условий для более высокого уровня содержания обучения и воспитания подрастающего поколения.
Выписка из протокола районного собрания учителей от 14 ноября 1959 г. «О выполнении Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»: «В школах района в 1 четверти 1959 – 60 уч. г. обучается 3293 учащихся. Беспокоит низкая успеваемость в таких школах, как: Богословская НШ –66 % /заведуюшая Гайкалова/, Правовосточная НСШ – 76 % / директор Н.Н. Шкиря/, Новопокровская НШ – 81 % /заведующий Кушнарев / и др.
Собрание постановило:
1. Повысить эффективность уроков.
2. Продолжить работу по ликвидации безграмотности и малограмотности
среди населения к 1 апреля 1960 года.
3.Борьба с отсевом учащихся. Создание в школьных интернатах хороших
условий.
4.Улучшить общественно - полезный труд и самообслуживание учащихся
5.Организация производственных бригад для трудового обучения уч-ся.
6.Усилить контроль за молодыми учителями и заочниками.
Заведующий районо Кантемиров Николай Александрович.».
В районе на 15 сентября 1959 года 4 интерната, 125 учащихся, на частных квартирах 85 учащихся, бесплатное питание – 5.
Состав Совета районо /от 26 октября 1959 г /.
1. Кантемиров Н.А., заведующий районо,
2. Советников В.М., инспектор районо,
3.Лобачев И.Я., зам. председателя райисполкома,
4. Мещеряков А.И., секретарь райкома КПСС,
5. Киселев Н.П.., зав. методкабинетом,
6. Первушин В.Г., директор Ивановской средней школы,
7. Храмков А.А., заведующий Дмитриевской НШ,
8. Демура А.И., заведующий Среднебельской НШ № 3,
9. Андреев В.А., директор Черемховской средней школы.

Список делегатов на областной съезд учителей в 1959 – 60 уч.году:
1. Журавлева Н.Н., заведующая Успеновской НШ,
2. Киселев Н.П., заведующий методкабинетом,
3. Кантемиров Н.П., заведующий районо,
4. Малюков С.Г., директор Среднебельской СШ № 4,
5. Милкова Л.М., завуч Черемховской СШ,
6. Сорокина М.Ф., заведующая Богородской НШ и др. /всего 17 человек/.



назад дальше
Hosted by uCoz