Что такое патриотизм и какого человека можно назвать
патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или
менее внятно определил понятие «патриотизм», – Владимир Даль,
трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – «любитель
отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с
эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения
данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений,
становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека
связан с ландшафтом его обитания, растительным и животным миром, с
обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения,
его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие
первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, звуков птичьего
щебетания, смены времен года и связанных с этим изменений в природе,
песен и речи местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и
культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не
перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней – и на становление
патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его
внутреннего патриотизма, закрепляемые на подсознательном уровне.
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Главное из них – почитание места своего рождения и места постоянного
проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории,
уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни. Границы
родины конкретного человека могут простираться от собственного дома,
двора до краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма
широта их эмоций совпадает с границами всего государства, именуемого
Отечеством. Низшими уровнями являются мещанско-обывательские понятия,
отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший
показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам,
являющимся гражданами данного государства.
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей
родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих
земляков и соотечественников.
Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до
границ своего государства), тем больше любви и заботы он проявляет к
своим соотечественникам. Истинный патриот выступает за тех и за то, что
укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее
разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе
(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого
человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут
чтить таковым другие и прежде всего его соотечественники. Таким образом,
настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно
укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо
воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью,
почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях
своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище
(квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ
жизни и культуру поведения, работающего в общественных мероприятиях или
организациях патриотической ориентации, то есть направленных на
объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и
совместного выполнения патриотических задач той или иной степени
сложности и важности по обустройству и развитию Родины, по оздоровлению,
умножению числа своих просвещенных соотечественников.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и
гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости
ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило
из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом,
государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали
на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием
Правительством Российской Федерации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа
получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу
по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в
учреждениях образования можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе
патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров,
социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в
практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому
воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней,
осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и
современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через
систему мероприятий на формирование правовой культуры и
законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и
процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной
готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию
духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений,
формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства
и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи
высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности
к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских
традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического
воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также
знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание
чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие
морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости,
стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической
культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности
к защите Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо
особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не
жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст
соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, –
значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем
патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в
развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается
государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма
немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их
гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое
воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего
общества, является источником и средством духовного, политического и
экономического возрождения страны, ее государственной целостности и
безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной
российской школе является формирование патриотизма и культуры
межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на
основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется
любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество,
честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в
процессе личностного становления человека, указывали на их
многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский
считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но
и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными
природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя
уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и
традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В
этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим
образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и
определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое
включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к
ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей
духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство,
практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф.
Харламов. Педагогика. Курс лекций).
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия
патриотизма. Оно включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,
его обычаям и традициям;
– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению
могущества и расцвету Родины;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения,
формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный
компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности,
гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою
нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно
однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное
пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины,
родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на
уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей,
Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания
школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не
ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и
другие социальные институты общества, такие как: средства массовой
информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта,
религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные
органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения,
корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и
отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания
учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе
нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние
психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности
выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по
определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный,
когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и
волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по
формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование
осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в
процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких
ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за
свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью
патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый
материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию
гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая
чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и
будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на
героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России
удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды
своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и
осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи
любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм
нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности,
воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи
патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких,
эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания,
благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.
В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее
достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас
не все еще так, как должно быть.
История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота,
гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной
сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в
художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А.
Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле,
когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным
местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и
трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой
содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство
восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент
включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов
его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане
широко используются возможности учебных занятий по всем предметам
обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы,
доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные
гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой
работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися
конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит
из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений.
Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма
достигается только при условии, если знания учащихся приобретают
характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок
поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о
сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены
учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные
переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и
поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить
красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной
и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими
примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание
педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий,
определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в
результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у
учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и
культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой
важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды
практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта
патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой,
спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая
работа, историко-этнографические экспедиции, празднование
историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
|