Цель школы:
Предоставление гражданам России возможности для осуществления
конституционного права на музыкальное воспитание и образование.
Задачи:
Воспитание на профессиональной основе юного музыканта как творческой
личности, развивающего творческое воображение, необходимое в любой сфере
человеческой деятельности; умеющего музицировать, разбираться в
классической музыке и наслаждаться ею; совершенствующего свои
способности для продолжения музыкального образования.
Особенности школы:
Обучение исполнительскому искусству преимущественно на русских народных
инструментах: балалайке, домре, гуслях, баяне, аккордеоне, а также на
фортепиано, гитаре, флейте и ударных; собственная авторская методика
обучения, предусматривающая развитие творческих задатков каждого
ученика, разработанная педагогическим коллективом на научной основе и
применяемая на практике более 20 лет. Занятия учащихся проходят в
добротном здании, расположенном в двух
шагах от живописного парка Ивановки, по адресу ул.Ленина дом
160, что очень удобно для жителей села и района.. В школе большие просторные классы,
концертный зал с прекрасной акустикой.
Основная форма обучения - индивидуальный урок, воспитательное значение
которого трудно переоценить. Кроме того, дети с удовольствием посещают
занятия отличных музыкальных коллективов: хора, оркестра русских
народных инструментов, оркестра баянистов и аккордеонистов, постигают тайны нотописи, и знакомятся с творчеством и
биографиями выдающихся прошлого и современности.
Прием в школу с 1 мая, но на вакантные места - в течение всего года.
В период обучения в ДШИ ученику надо разъяснить общественное значение
исполнительской деятельности. Необходимо прививать чувство
ответственности за качество исполнения на эстраде и вместе тем любовь к
игре при публике. Пусть учащийся с детских лет привыкает к тому, что
выступление – это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность
перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед
своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его
жизни.
Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение
аудитории – всё это выявляется у каждого исполнителя по своему и зависит
от индивидуальности музыканта, от его темперамента, психических и
волевых качеств.
Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность
учащегося как положительное влияние, так и отрицательное,
дезорганизующее, когда нарушается целесообразность и экономичность
движений, появляются мышечные напряжения. От этого ухудшается качества
исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то
замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и
закрепление нового навыка. Для успешного протекания процесса
формирования игровых движений, сохранения основных их характеристик,
выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее
значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность,
увлечённость, вдохновение, решительность, уверенность. Основные причины
возникновения психических состояний:
1. Это состояние страха – вызывает состояние неуверенности;
2. Состояние увлечённости – вызывает состояние вдохновения.
Иными словами, если состояние увлечённости, заинтересованности постоянно
сопровождало репетиционные занятия и было закреплено за игровыми
движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдёт в
состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической
практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил
увлечённо, т.е. уметь создать атмосферу, способствующую появлению
вдохновения.
Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой
ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать
состояние стресса, паники, со всеми его последствиями. Перед
выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на
ответственности, а создавать установку на обычное исполнение. Болезнь,
усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безразличия.
В таких состояниях правильней будет прекратить занятия. Также
определённая установка на преодоление определённых трудностей, на
достижение цели значительно мобилизует волю, мышление. Психические
состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это
также следует учитывать в педагогической практике – перед выступлением
избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.
Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания. Достигнуть
этого помогает неустанная забота о внутренней логике музыкального
развития, стремление возможно ярче воплотить слышимый внутренним слухом
звуковой образ. Устойчивость внимания, подобно физической выдержке,
также необходимо при исполнении программы, вырабатывается в процессе
тренировки не только на эстраде, но и в период подготовки к выступлению.
Перед концертом важно иногда проигрывать программу во время домашних
занятий, среди товарищей и знакомых. Исполнитель должен научиться
целостно охватывать программу. Надо «слепить» её форму, ощутить
взаимосвязь входящих в неё сочинений.
Непосредственно перед выступлением внимание ученика нельзя загружать
многими замечаниями, так как это обычно вредно отражается на исполнении.
Вместе с тем было бы неправильно не делать вовсе никаких указаний –
важно, чтобы ученики точно знали, как им надо работать над тем или иным
произведением до самого дня выступления, иначе они нередко начинают
«портить» выученное. Последние замечания перед выступлением должны быть
направлены на устранение самых важных недостатков, - преимущественно
связанных с трактовкой целого, но иногда и отдельных важных деталей.
В ученике надо воспитывать уверенность, что он достаточно подготовлен к
выступлению. Эта уверенность создаётся не только соответствующими
словами педагога. Большую роль здесь играют удачные исполнения программы
перед выступлением. Ученику следует не переутомляться в день
выступления, не играть много на инструменте, не совершать никакой
изнурительной работы – психической и физической. Если концерт вечером,
перед ним желательно немного отдохнуть. Вместе с тем не следует резко
менять привычный режим, так как это может неблагоприятно отразиться на
состоянии нервной системы.
Эстрада, как правило, вызывает волнение. Нередко волнение способствует
большей яркости исполнения; известно, что одарённые ученики обычно
играют публично лучше, чем в классе. Однако во многих случаях волнение
сказывается отрицательно. У различных учеников оно проявляется
по-разному. Некоторые играют на эстраде более скованно, сухо и
формально, чем в домашней обстановке. Другие, наоборот, впадают в
преувеличенно «развязный» тон, и их игра приобретает характер. Волнение
часто неблагоприятно отражается на технической стороне исполнения, а
иногда приводит к запинкам, остановкам и пропускам эпизодов.
Все эти формы эстрадно волнения постоянно встречаются в ученическом
исполнении. С ними надо вести систематическую и упорную борьбу, чутко
применяясь к индивидуальности каждого ученика, внимательно и вдумчиво
анализируя причины каждой постигшей его неудачи.
Важно прежде всего как можно лучше подготавливать учеников к концертам и
не выпускать их с «сырыми», недоработанными произведениями. Необходимо
помнить, что срывы во время публичного выступления приводят к появлению
страха перед эстрадой. Весьма вредно фиксировать внимание учащихся на
проблеме волнения. Напротив, надо воспитывать в них чувство радости от
общения с аудиторией и процесса публичного выступления. Вместо того
чтобы расспрашивать ученика перед выступлением, не волнуется ли он, как
это делают некоторые «заботливые» педагоги, необходимо мобилизовать его
волю на то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительный замысел,
не потеряв при этом ни основной нити музыкального повествования, ни
деталей. И сам ученик, вместо того, чтобы как можно лучше сыграть
произведение.
Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые
выступления. Известно, что даже самые опытные исполнители после долгого
перерыва в концертной работе, чем в период систематических выступлений.
Вместе с тем и самые робкие ученики, если им приходится играть часто,
начинают чувствовать себя на эстраде значительно увереннее. Таким
образом, дело заключается прежде всего в том, чтобы обеспечить ученику
возможность часто выступать перед публикой. Главное, чтобы ребёнок играл
не просто текст, а играл произведение музыкально. Для тех, кто сильно
боится сцены, нужно давать ансамбли или очень лёгкие произведения. Кроме
того, важно уже в детском возрасте позаботиться о накоплении хотя бы
небольшого репертуара.
Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение
которых необходимо музыканту в работе над произведением.
1. Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы
образовалась некая готовность организма, расположенность к данному виду
деятельности.
2. Систематичность занятий – в одно и то же время человек сам
«включается» в работу, т.е. формируется условный рефлекс, активизируются
психические и эмоциональные процессы.
3. Во избежании умственных и мышечных переутомлений необходимо
регулярное переключение с одного вида деятельности на другой (это может
быть работа над разными видами техники, типами фактур). При этом начатое
желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.
4. Чередование труда и отдыха. Соблюдение этих правил будет
способствовать умению дольше сохранять активное физическое и психическое
состояния, которые способствуют процессу формирования игровых движений.
Своё выступление хочу закончить словами Нейгауза: «Уверенность является
предпосылкой свободы и надо прежде всего добиваться именно её. Многим
неопытным играющим свойственна робость; они часто берут не те ноты,
делают много лишних движений, бывают скованны. Как бы ни казалось, что
это неуверенность чисто физическая, двигательная, верти моему опыту, она
всегда прежде всего психическая».
Наши телефоны:
31-5-73 (директор);
Каждый ребенок имеет право на музыкальное воспитание и развитие присущих
только ему музыкальных способностей!
Наша школа гарантирует такое развитие!
С уважением Л.Гужвинская