Ивановская детская школа искусств
Детская музыкальная школа отмечает
свое 40-летие. Юбилей - это всегда повод оглянуться назад,
перелистать прошлое. К сожалению, трудно восстановить многие
подробности первых годов жизни школы - очень мало документов
сохранилось. Но факт есть факт -в 1908 году, году открытия школы,
директорство принял Юрий Васильевич Козларов. До 1978 года, года
моего прихода в школу, сменилось пять директоров.
Попытаюсь восстановить в памяти хотя бы последнее двадцатилетие.
Первые годы моей работы в шкоде прошли под руководством директоров
Леонида Александровича Волчека и Ольги Сергеевны Шашкиной,
впоследствии Ольшанской.
Не столь уютным было тогда помещение, под крышей которого
размещались и детская библиотека и методический кабинет районного
Дома культуры. Но прошло время, убедив шее окончательно - без
концертного зала школа просто не может существовать Теперь зал.
довольно просторный и уютный у нас есть.
Коллеги. Их за 40 лет сменилось около пятидесяти. Факт, огорчающий
безмерно. Ведь смена преподавателя для ученика невосполнимая потеря
Однако сменяемость эту порождает одна вечная и неразрешимая проблема
с жильем. Уезжали молодые педагоги в поисках мест, где более
заинтересованы в их пребывании. Со многими ведем переписку. Немало
среди них тех, кто оставил в душе и памяти педагогов и учеников
теплый свет. Я имею в виду педагогов - пианистов Елену Леонидовну
Курылеву, Галину Васильевну Жарову, Наталью Владимировну Воробьеву,
хоровика и преподавателя сольфеджио Ольгу Сергеевну Ольшанскую,
ушедших на работу в другую сферу деятельности преподавателя духового
отделения Виктора Даниловича Иванцова и баяниста Сергея Николаевича
Семикина.
Главная особенность педагогического труда в музыкальной школе -
индивидуальный подход к ученику. Далеко не все пришедшие к нам
учиться талантливы - способности и слух различны. А значит и подход
к каждому абсолютно разный. Важно в поисках этого подхода научить
ребенка терпению и труду не отбить желания познавать сложнейший, но
интереснейший мир музыки, дать общее музыкальное образование,
приобщить к музыкальной
культуре, а наиболее одаренных подготовить к поступлению в средние
специальные музыкальные училища. Такую задачу поставили перед
собой сегодняшние работники школы преподаватель по классу баяна и
аккорде она Валентин Яковлевич Васильев, преподаватели но классу
теорий Галина Семеновна Семешко, класса фортепиано Ксения
Анатольевна Ожередова и недавно влившаяся в коллектив Варвара
Александровна Хохлова, хореограф Анжела Петровна Красотина.
Готовясь к празднованию юбилея, вспоминаю наших выпускников. Сколько
их, разных, строптивых. и покладистых, хватающих на лету и
достигающих цели многочасовым, упорным трудом. Назову лишь не
которых из тех, с кем интерес но было преподавателям, кто успешно и
увлеченно закончил школу, кто запомнился отзывчивостью, артистизмом,
пришедшим некоторым с пеленок, кто активно участвовал в концерт ной
деятельности школы: это пианистки Лена Шкарлет, Люся Пасека, Таня
Киреева, Де на Турбанова, Жанна Герус, Оля Морозова, ухитрившаяся
успешно пройти весь курс обучения, не имея инструмента - Марина
Семенова. Класс баяна и аккордеона успешно преподавали Светлана
Осипова, Марина Гилева, Сережа Игнатеико, Марина Киселева. И,
конечно, очень жаль тех, кто сдается под натиском огромного труда
легшего на плечи ребят, решивших обучаться игре на инструментах - по
сути несут они две нагрузки - программ средней и музыкальной школы.
Не хотелось бы терять по этой причине нашу прилежную ученицу,
одаренную прекрасными голосовыми данными, Олю Ширкину.
Музыкальная школа - это постоянный поиск нового. Находками в свое
время были открытия классов скрипки и флейты Но, завоевав
популярность, развития эти направления из-за уезда педагогов не
получили. В 1975 году Впервые было открыто духовое отделение,
претерпевавшее в последующие годы периоды взлетов и падений. Сейчас
отделения этого нет. Но с надеждой ждем нового преподавателя.
С прибытием Светланы Юрьевны Корякиной заработал класс домры. Много
концертов дали учащиеся этого класса, большая часть которых вошла в
интересный самобытный ансамбль русских народных инструментов,
ставший гордостью школы: Олеся Луцевич, Оля Никулина, Оля Ширкина. К
сожалению, и этот педагог решил сменить место жительства и класса
домры не стало Чтобы закончить учебу на этом полюбившемся
инструменте, Аня Бархатова ездит на занятия в Благовещенское муз
училище. А Оля Голубцова, не пожелав расстаться со школой, перешла
на учебу по классу фортепиано и, благодаря своей усидчивости,
успешно его преодолевает. Обучаться в музыкальной школе желают не
только ивановцы. По этой причине пять лет назад открыли филиал в
Среднебелой-2, где работают четыре преподавателя. Не пугает
расстояние двух учеников из Анновки - Олю Мищенко и Андрея Ястребова.
Последний год ездит из Березовки Лена Пендюр. Три поездки в неделю
совершают юные музыканты из Правовосточного и Некрасовки. На днях
принесли заявление с просьбой закончить начальное музобразование но
классу фортепиано из ...Варваровки Что ж, есть возможность и
стремление - мы в обучении не отказываем.
Говоря о поисках нового, нельзя не сказать об открытии фольклорного
отделения, мгновенно ставшего популярным. Но, видимо, ребята
постарше, третьеклассники, недооценили потребность в трудолюбии и
здесь. А потому группа практически распалась Младшая же, в которую
вошли малыши от четырех до шести лет, занятия продолжает. Они уже
ориентируются в нотах, учатся петь, слушать музыку, изучают элементы
народного танца. Некоторые приступили к обучению игре на фортепиано
и баяне.
Одна из самых заметных сторон деятельности музыкальной школы -
концертная. Говоря о ней, с грустью вспоминаю времена, когда выезжая
на концерты не сомневались: здесь нас ждут, любят. Потребность в
музыкальном общении что ли была больше? Село стремилось к встречам.
И мы с удовольствием откликались на их приглашения - ферма ли, школа
ли, детсад ли, поле - все равно. Памятны частые поездки на
Ивановскую МТФ №2, в Правовосточное, Березовку, Среднебелую. Жаль,
что прервалось тесное взаимосотрудничество с
прорабским участком, так
много сделавшим для нас.
Не только классику включали в репертуар но и более современные
популярные вещи. Этому способствовало рождение при школе в начале
80-х вокально-инструментального ансамбля, которое безраздельно
увлекло всех его участников. Репетировали до полуночи. Время летело
стремительно. А все хотелось чего-то нового. Сей час те парни и
девчата уже солидные семейные люди. А страсти по ВИА не угасают и в
новом поколении. Периодически то один, то другой полюбопытствует - а
можно ль ..?
Материальные возможности для этого есть: мы с бывшим преподавателем
А. Б. Тюхтевым приобрели все необходимые инструменты. Как только
появится педагог, ими владеющий, так сразу можно и по пробовать
возродить ВИА.
Вернусь к проблеме текучести кадров. Нельзя, непозволительно ее
допускать. За семь лет сменилось пять педагогов - пианистов! И нет
уверенности в переменах. С надеждой жду возвращения в школу в
качестве преподавателей наших выпускниц Жанны Герус и Оли Морозовой.
Ждем их с новыми силами, идеями, планами.
Много трудностей с инструментами. Баянами еще как-то обеспечиваемся,
а вот аккордеоны! По великому, как говорится, «блату» приберегли для
нас немецкий аккордеон - мечту и гордость любой школы. Но как бы мы
не метались в надежде найти миллион триста тысяч рублей, такая
покупка нам сегодня не по карману. Да и родительский карман на
сегодня не намного богаче. Спасибо, администрация района щадит и, не
взвинчивая плату за обучение.
А они, родители, в большинстве своем, народ понимающий: и школе чем
могут помогают, и детям. Назову некоторых -Красавины, Щербань,
Пендюр, Черникова.
Список помощников, тех, кто поддерживает нас в трудную Минуту, был
бы неполным, не назови я руководителей пред приятии и частных фирм
А. М. Гасанова, А. 11. Мищен ко, А. М. Оводова, А. А. Огаря, В. В.
Кондратюк, С. А. Коло мыцина, Е. И. Мясоедова, С. А. Пацуру. В. И.
Ивахнову, А. Г Корниенко, В. А. Владимирского, А. М. Бойко.
Итак, сорок лет просуществовала
Ивановская детская музыкальная школа. Позади областные и зональные
конкурсы, конкурсы хоровых коллективов и юных исполнителей;
теоретические олимпиады, не редко приносившие успех нашим
воспитанникам. А впереди? Поживём увидим.
А сегодня? Сегодня юбилей, с которым поздравляю всех моих коллег,
наших маленьких и юных единомышленников - учащихся школы и их
терпеливых родителей, всех у кого замирает сердце лишь раздадутся
музыкальные звуки.
|