Коллекция кассет

Автор этого творения - коллекция кассет
Коллекция кассет

На фото: Грабор Александр Константинович и часть моей коллекции.
 


Коллекция кассет
 

Меня зовут Александр. Я коллекционирую разные вещи, в том числе и кассеты. Эта домашняя страничка посвящена моей коллекции. Здесь вы можете узнать историю моей коллекции, которая началась много лет назад. Узнаете какие кассеты какой тематики есть у меня.. Сможете побывать в моей маленькой Галерее, где помещены избранные экземпляры из моей коллекции, узнать о людях, имеющих такое же хобби, познакомиться с некоторыми фактами из истории кассет и послать свой отзыв в мой адрес.

В моей коллекции сейчас около 700 кассет и их количество постепенно растет.
История моей коллекции началась в 1978 году, когда кассеты стали равноправными носителями как и бобины. Они компактны и удобны поэтому быстро завоевали сердца меломанов. Кстати, благодаря этому, не только появилось мое хобби, но я научился многим премудростям ремонта кассет.
Время потихоньку шло, но увлечение серьезным еще не было, хотя коллекция пополнялась. Мне покупали родственники и знакомые, и я менялся с друзьями. Причем один из мальчишек всегда обмен производил вместе с мамой, которая, как мне теперь кажется, была коллекционером. У нее была огромная коробка, где кассеты лежали в отдельных коробочках, разобранные по годам и темам.(Это было в далеком 1980 году они переехали и я не знаю куда).
Самое большое пополнение коллекции происходило тогда, когда мы ездили в отпуск. Достаточно часто мы летали в Хабаровск и Владивосток, где в то время жили мои брат и сестра жены. Самолет делал посадку в аэропорту был чудесный ларечек, где продавалось множество кассет с записями бардов - наших и "иностранных". Тираж наших кассет был большой, и они есть у многих коллекционеров. Так шло время, и потихоньку коллекция пополнялась, хотя их было очень трудно достать тем более иностранные. Как все "увлечённые" люди я доставал, покупал, менял... В итоге у меня приличная коллекция с интересными экземплярами по оформлению, конструкции и материала. Есть даже металлическая! Моя коллекция уникальна не только по собранию, но и по содержанию, потому что на всех кассетах записаны авторские песни бардов. Сейчас кассеты лежат в любом магазине и любых фирм и интерес к ним как-то угас, да и как носитель она далеко отстаёт от диска опять же МР3. Пройдёт время и это станет глубокой историей, может доживу и сохраню свои кассеты.

Коллекция в разных ракурсах
1.jpg
1
2.jpg
2
3.jpg
3
4.jpg
4
5.jpg
5
6.jpg
6
7.jpg
7
8.jpg
8

С огромным уважением - Грабор Александр Константинович 2005г.

Аудиокассеты. Ностальгическое путешествие.
Компакт-кассета (аудиокассета или просто кассета) — носитель информации на магнитной ленте, во второй половине XX века — распространённый медианоситель для звукозаписи. Применялся для записи цифровой и аудиоинформации. Впервые компакт-кассета была представлена в 1963 году компанией Philips. По причине своей относительной дешевизны долгое время (с начала 1970-х по 1990-е годы) компакт-кассета была самым популярным записываемым аудионосителем, однако начиная с 1990-х годов, была вытеснена компакт-дисками.



Первый кассетный формат, использовавший (в отличие от компакт-кассеты) ленту, склеенную в бесконечную петлю, был запатентован в 1952 году. В 1962 Эрл Мюнц начал выпуск 4-дорожечных кассет (картриджей) Stereo-Pak для автомобильных магнитол GM, а в 1964 году появился первый относительно массовый кассетный формат 8-track, поддержанный Ampex, Ford, Motorola и RCA. Все эти стандарты использовались только в Северной Америке и вышли из употребления в 1970-х; последняя 8-дорожечная лента была продана в США в 1982 году.



В 1963 году компания Philips представила новый формат кассеты для звукозаписи, вышедший на рынок под названием «компакт-кассета» (англ. Compact Cassette). Опасаясь ответного хода конкурентов из Sony, Philips предпочёл отказаться от платы за лицензии на производство кассет, что и привело к массовому распространению нового формата.



Принципиальным преимуществом компакт-кассеты перед 4- и 8-дорожечными картриджами была простота механизма магнитофона. В 8-дорожечном магнитофоне головка воспроизведения должна была физически перемещаться от дорожки к дорожке, при этом угол установки магнитного зазора относительно ленты «плавал», порождая нестабильность АЧХ воспроизведения. Бытовые 8-дорожечные магнитофоны могли только воспроизводить ленты, а для записи требовались профессиональные аппараты. Поэтому, несмотря на теоретически худшее качество звучания (из-за вдвое меньшей скорости протяжки), на практике к середине 1970-х годов компакт-кассеты захватили рынок даже в США.
Массовое производство компакт-кассет впервые было организовано в Ганновере (Германия) в 1964 году. В 1965 году корпорацией Philips было запущено производство музыкальных кассет, а в сентябре 1966 года музыкальные кассеты были представлены в США. Первоначальное предложение компании Philips состояло из 49 наименований. Компакт-кассеты того времени были предназначены для диктофонов и для использования в специальной аппаратуре (регистрирующей, управляющей станками с ЧПУ). Они совершенно не подходили для записи музыки. Кроме того, конструкция кассет ранних моделей была ненадёжной.
В 1971 году компания Advent Corporation впервые представила кассету c магнитной лентой на основе оксида хрома(IV). Появление этих кассет кардинально изменило судьбу этого вида носителей аудиоинформации. Качество звука на них было намного выше. Это привело к появлению кассет с записанной на них (в фабричных условиях) музыкой (фонограммой), кроме того, кассеты начали использоваться для самостоятельной записи музыки.



Массовый рост кассетной индустрии пришёлся на короткий период между 1980 и 1985 годами, когда появились одновременно три «локомотива» технологии: качественные стационарные деки, переносные «бумбоксы» и компактные «персональные» плееры. В 1973 на рынок «серьёзной» кассетной техники вышла японская фирма Nakamichi, флагманские модели которой задали стандарт отрасли в целом и к 1980 году достигли теоретического потолка по измеримым параметрам и субъективному качеству звука. Разрыв в качестве звучания между винилом и компакт-кассетой сократился до уровня, приемлемого абсолютному большинству слушателей. Хотя цена такой техники была недоступна массовому потребителю, она задала направление для отрасли в целом, и уже к 1985—1988 годам производители массовых марок (Sony, Yamaha, Akai и т. п.) подошли вплотную к лидеру, во много раз понизив цены на качественные деки.



На 1980—1982 пришёлся расцвет выпуска портативных стереомагнитол-«бумбоксов». Традиционные японские поставщики (Sharp, Hitachi и др.), занявшие своё место на рынке в конце 1970-х, столкнулись с продукцией тайваньских мануфактур, продаваемых под «американскими» или «европейскими» марками. В течение непродолжительного времени, пока снижение цен не вывело из борьбы «старых» поставщиков, японские «бумбоксы» доставались покупателям вдвое-втрое дешевле, чем в конце 1970-х. Бум субкультуры хип-хопа поддержал этот рынок и в последующие годы.




Рос ассортимент и объемы выпуска отечественных кассетных магнитофонов. В течении 70х годов было освоено производство 36 моделей. Надо сказать что почти все модели мне приходилось ремонтировать!

1969 Десна
1970 Воронеж
1970 Томь-301
1971 Весна-305
1971 Воронеж-401
1971 Спутник
1971 Томь-401
1971 Электроника К-1-30
1972 Весна-306
1972 Воронеж-402
1972 Легенда-401
1972 Парус-301
1972 Спутник-401
1972 Электроника-301
1973 Воронеж-403
1974 Воронеж-404
1974 Спутник-402
1974 Электроника-302
1976 Ритм-301
1976 Спутник-403
1977 Весна-201-стерео
1977 Весна-202
1977 Карпаты-202
1977 Ритм-202
1977 Электроника-311-стерео
1978 Весна-201С
1978 Весна-211-стерео
1978 Россия-211-стерео
1978 Электроника-321
1978 Электроника-322
1979 Беларусь-301
1979 Весна-211-1 стерео
1979 Легенда-404
1979 Парус-302
1979 Романтик-306
1979 Россия-211-1-стерео

При всем при этом производство аудиокассет спокойно успевало за спросом-в магазинах кассеты всегда были в продаже и стоили 4 руб -10коп. (не знаю откуда такая наценка была, но во всех магазинах цена была именно такой).Практически до конца 70х кассеты не пользовались большим спросом, чего не скажешь про ленту для катушечных магнитофонов-завозили часто, но и раскупалось очень быстро. Ситуация резко поменялось в начале 80х годов: кассеты пропали с прилавков. Мы поначалу не переживали-завезут еще. Но время шло и завозов не было. Стало понятно, что кассеты "испаряются" по пути к покупателю.
Мы народ ушлый, нас голыми руками прилавками не возьмешь- отправили гонца в областной центр - Благовещенск, откуда он привез записанные кассеты "Мелодия"

Кассеты Мелодия

Наконец, в 1979 году был выпущен первый коммерчески успешный аудиокассетный плеер — Sony Walkman.





Всё это, в первую очередь персональные плееры, резко увеличило популярность кассет. На место «старых» поставщиков кассет (BASF, 3M и пр.) пришли агрессивные конкуренты, специализировавшиеся почти исключительно на магнитных носителях — Maxell и TDK, захватившие в 1980-х годах средний и верхний ценовой сегменты рынка. Продажи как чистых, так и предварительно записанных кассет увеличивались вплоть до 1990-х годов. Новинки поп-музыки выпускались на аудиокассетах до появления цифровых плееров 2000-х годов.
В СССР кассеты оставались мало доступным товаром до 1979 года; помимо отсутствия в продаже качественных кассет, сказывались и недоступные для большинства граждан цены на импортную технику даже невысокого класса. Во время подготовки к Московской олимпиаде 1980 года правительство впервые организовало завоз в торговлю «обычных» (Тип I), качественных кассет западных производителей; в течение 80-х годов кассеты типа C-90 (BASF, JVC, TDK, DENON, SONY, Agfa) продавались по госцене 9 руб. (при ценах в США от 2 до 4 долларов в розницу).

Иностранные аудио кассеты

Когда массово начали поступать иностранные кассеты, тут уж пришлось всем сделать профилактику своих кассетных магнитофонов: если усилие подмотки недостаточно, то тонкую импортную пленку затягивало на прижимной ролик тонвала. Естественно, стали чаще чистить головки магнитофонов. И не говорите про чистящие кассеты, чистый спирт или вот такие наборы от 77 года:

Набор для чистки магнитных головок.

Даже у нас в мастерской ничего этого у нас и в помине не было: ватная палочка на спичке и одеколон (а кто то и водкой)-вот весь наш чистящий набор.


В западных странах рынок аудиокассет достиг своего пика в конце 1980-х годов. Спад продаж, вначале измеряемый процентами в год, начался около 1990. Продажи кассет, стабилизировавшиеся на рынке Северной Америки в 1991—1994 на уровне около 350 млн ед. в год, рухнули на этом рынке в 1996—2000 годах, и к 2001 году доля кассет в общей продаже музыкальной продукции составила всего 4 %. При этом средняя цена кассеты с записью оставалась неизменной (около 8 долл.), тогда как средняя цена компакт-диска в 1990—2000 выросла с 12 до 14 долларов.
Следует отметить, что на других рынках вымывание компакт-кассет в конце 1990-х не было столь быстрым — мировые продажи 2000 года составили около 800 млн ед. (то есть рынок Северной Америки составил менее 10 % мирового). Применение аудиокассет в начале 2000-х становится более прикладным: на кассетах записываются церковные книги, аудиокниги. Несмотря на предложения аудиокниг и на компакт-дисках, обычно предлагается и аудиокниги и на кассетах — цена их ниже, кроме того, вместительность таких книг выше (120 минут против 80). В СНГ «период расцвета» кассетной индустрии пришелся на середину и вторую половину 90-х годов, при этом основной популярностью пользовались неофициальные (пиратские) издания. Новая волна качественных кассет пришлась на 2000—2003 годы. Позже аудиокассеты с записью музыки выпускались все меньшими партиями, одни из последних записей датированы 2006 г. Однако на российских рынках ещё встречаются аудиокассеты (во многих городах их немало)
По данным Университета Калифорнии (Беркли), между 2000 и 2003 годами продажи чистых кассет сократились на 30 %, с 184 до 128 млн единиц (то есть выпуск чистых кассет в разы меньше, чем выпуск кассет с записью).[6] При этом с рынка исчезли качественные ленты типа Metal, а ленты типа CrO2 остались только в каталоге TDK (при этом выпускающиеся ленты уступают в объективных показателях и качестве звука лучшим лентам этого типа 1980-х годов). На рынок РФ поставляются только ленты типа Normal. Возможности для распространения аудиокассет сохраняются. Длительное время аудиокассеты использовались в автомобилях. Магнитофоны, в отличие от ранних моделей CD-плееров, устойчивы к сотрясениям, однако с появлением буферизованных плееров в конце 1990-х годов и это преимущество оказалось невостребованным.

Ну и надо упомянуть наши хромоксидные кассеты. Их появление в продаже с ликованием встретили меломаны-наконец то качество будет на уровне катушечников!

Хромдиоксидные кассеты

По качеству до катушечников дойти не удалось, а зато головки стачивала пленка просто отменно. Хотя и утверждали, что пленка немецкая, сделанная на фирме ORWO (ГДР) и абразивность уменьшена "в надцать раз"-магнитной головки на год эксплуатации не хватало. Эта проблема дополнила список мечтаний мальчишек пунктом "сендастовая головка 3Д24.080", а позже и "стеклоферритовая головка 3Д24.752У".

Сендастовая головка

С распадом СССР в страну хлынул поток аудиокассет всевозможных фирм. Привозили конечно, что подешевле: Корея, Малайзия, Гонконг. Как то незаметно качество иностранных кассет сравнялось с отечественным. К великому сожалению, не за счет подъема качества российских производителей, а за счет снижения качества иностранных фирм. В моей коллекции таких тоже немало.


Бесспорный недостаток кассетной техники — то, что технология уже ушла в прошлое: выпуск качественных лент и техники давно прекращён, старая техника необратимо изнашивается. Опыт возобновления производства электронных ламп, относительно безоблачное существование катушечных магнитофонов и наличие многочисленных мануфактур по производству проигрывателей винила и самих виниловых пластинок показывают, что возобновление мелкосерийного производства кассетной аппаратуры в принципе возможно.
Хранение качественных магнитных лент даже в домашних условиях не представляет большой проблемы; существенным недостатком является высокая вероятность необратимого повреждения самой записи электромагнитными полями, «зажёвыванием» ленты при заедании приёмного узла (подкассетника) магнитофона, продольных царапин на ленте при дефектах головок. При этом сам корпус кассеты более устойчив к ударам и царапинам, чем компакт-диск.

Кассета — носитель линейного доступа, она не позволяет произвольно переходить от песни к песне так, как это возможно с цифровыми носителями (и даже с виниловыми пластинками). Для поиска паузы между отдельными записями применяются разнообразные патентованные системы автопоиска; в таких системах в момент перемотки головка воспроизведения подводится к перематываемой ленте, а пороговый компаратор останавливает перемотку, если уровень звукового сигнала падает ниже условного минимума. Автопоиск эффективно работает на большинстве качественных записей поп-музыки, однако неприменим к записям речи, записям с паузами в середине треков или с особо тихими фрагментами, и т. п. Не рекомендуется злоупотреблять автопоиском, так как протяжка ленты вдоль головок на повышенной скорости ускоряет износ и головок, и ленты.

Не хочется статью заканчивать на грустной ноте. Вспомните наши "домики" для хранения кассет

Кассетницы

Ну и немного услады очей от редких гостей наших фонотек:

Редкие кассеты

Редкие кассеты 

Разве может самая крутая флешка или карта памяти офигительного объема, порадовать взор магией размеренного вращения катушек кассеты в магнитофоне.

Грабор А.К.
 

Это было недавно, это было давно...

НУ И НА КОНЕЦ


Кассеты - очень удобный объект для коллекционирования. Они практически больше не производятся, за небольшими исключениями, о которых было тут и тут. Они очень разнообразны, количество SKU (артикулов) назвать сложно, но это многие тысячи единиц. Собрать все одному человеку нереально. С другой стороны, с кассетной эпохи прошло совсем немного времени, и безнадежных экземпляров для поиска еще нет. Кассеты - предмет бескомпромиссного соперничества дизайнеров и инженеров, так что яркое разнообразие делает живой и интересной даже небольшую коллекцию.
В конце концов, кассеты можно использовать по прямому назначению. Зануды будут бухтеть про несовершенство кассеты, как носителя, по сравнению с другими форматами, но это никак не отменяет факта - даже 45-летние кассеты вполне годны для записи и воспроизведения очень даже годного звука.

Сейчас, когда кассетная эпоха прошла, и чья-то фонотека не оказалась на помойке или забытой в гараже, её присутствие оправдывают гордым словом "коллекция". Хотя 30-40 кассеток из масс маркета, с перепутанными вкладышами и затертыми до мутного состояния подкассетниками тоже могут быть коллекцией, если её хозяину эти экземпляры дороги каждый по отдельности, а вместе они имеют для него определенную ценность.

За то время, когда я стал относиться к кассетам с большей теплотой, чем просто "носителю", и тем более когда кассеты стали объектом многих коллекций, я наблюдаю две самые выраженные категории коллекционеров.

ЧИСТОПЛЮИ

У них все объекты коллекции должны быть непременно запечатаны. В состоянии MINT. Если есть какой-то задир на упаковке, то эта кассета не может быть в коллекции и стоимость её от этого резко падает.

Это, кстати, очень играет на руку. Дорогущие кассеты раскупают как раз ЧИСТПЛЮИ, и продавцы вынуждены продавать кассеты с такими небольшими дефектами гораздо дешевле.

Распечатать кассету не представляется возможным в принципе. Калькулятор в голове молниеносно подсчитает, на сколько упадет в цене распакованный экземпляр, а спина покроется пунцовыми пятнами. Очень часто может быть так, что та или иная кассета у него есть, а как она выглядит, он сам не знает. И в каталоге её нет, чтобы хоть картинку посмотреть. Уж не говоря о том, чтобы в руках подержать.

Очень часто они рассматривают свою коллекцию, как инвестицию. Не уверен, чего у них больше - коллекционного или инвестиционного азарта. У таких коллекционеров их собрания, в самом деле, стоят многие сотни тысяч рублей, или не рублей. У них часто есть очень интересные образцы. Их подход к коллекционированию вынуждает их быть очень изощренными сыщиками и выискивать или выслеживать редкие экземпляры там, где у другого не хватит настойчивости, терпения и изобретательности.
Часто к этим замечательным качествам прикладывается бонусом щепотка снобизма.

ВАРВАРЫ

Их коллекции не сложены красивыми рядами и не выстроены по росту за аккуратными стеклянными панелями. Хотя по-разному, конечно, бывает. Они тоже вполне преисполнены трепетом перед запечатанными кассетами, понимая их ценность и стоимость. Однако они вполне могут довольствоваться и распечатанным экземпляром. Записанная кассета, надписи на вкладыше тоже не останавливают, если нет альтернативы.
Главное их отличие от первых в том, что они используют кассеты по назначению. Вот прям записывают их, и (о, ужос!) могут сами подписать записанную кассету. У них в коллекции кассет можно найти вкладыши, отпечатанные на принтере.

В общем, абсолютно потребительское отношение. Но оно не отменяет разнообразия и интересных экземпляров, поскольку порог входа гораздо ниже. Если у такого коллекционера есть цель, то у него можно увидеть очень экзотические подборки.

Купить запечатанную кассету, чтобы получить удовольствие от того, чтобы её распечатать, вдохнуть аромат только открытой кассетки и записать её - это все именно про них!

Отношусь, скорее всего, к варварам. Не понимаю, зачем годами хранить какую-то кассету запечатанной, если они изначально отличаются по качеству. Сам попал в ситуацию, когда купил две одинаковые кассеты BASF. Одна несколько записей вытерпела хоть бы что, а на другую вообще ни фига записать не получилось. Хотя эти категории прекрасно совмещаются. Ничто не мешает одну кассету с удовольствием распечатать, записать и слушать, а другую, такую же, оставить запечатанной на полочке с другими нетронутыми.

Если попадается какой-то особо ценный, запечатанный экземпляр, в единственном числе, конечно, его не распечатываешь. Со временем попадается такая же открытая или в повреждённой упаковке. Ну, а если не попадается, то для распечатывания и использования всегда есть много других.


назад дальше