Новый 2021 год
Фото для этого раздела
Встречаем новый 2021 год
Грабор
Выставка 1990 года
Трактор в работе
Беспокойное сердце
 

Беспокойное сердце

Хочет жить и биться!

Оно не может

Вдруг остановиться!


2021 год мы встречали в гостях у племянника. Он купил небольшую китайскую коробочку, которая, по заверениям производителя, выдаёт больше тысячи разнообразных лазерных эффектов. Мы приехали к семи часам, когда уже совсем стемнело. К этому времени племяш закрепил аппарат на берёзе у крыльца.
Мы разделись и прильнули к окнам, понятия не имея, что увидим. Константин подсоединил аппарат и включил музыку. Невероятной красоты разноцветные картины раскинулись на белом снегу огорода. Чего там только не было: и танцующие фигуры рыб, дельфинов, людей, и фракталы, и надписи с пожеланиями. Всё это менялось в такт музыки. Особый шарм и объёмность придавали кусты и плодовые деревья, растущие на огороде. Около часа мы стояли у окон, открывши рты.
И музыку Костя подобрал разноплановую, нашу, 70-80 годов. И вдруг запела Лили Иванова свою песню «Беспокойное сердце». От её звучания защемило внутри!
Во-первых, этот эмоциональный надрыв исполнителя - девушка же ещё не знает, что с её парнишкой что-то не так, а во-вторых, мне сразу вспомнился новогодний вечер в школе.
Учился я тогда в девятом классе. Любил крутить гайки и занимался радиолюбительством. Перед праздником зашёл к нам в кабинет Юрий Алексеевич Лаптев и сказал, что ему нужны два помощника для установки ёлки и подключения освещения в спортивном зале начальной школы. Из желающих он выбрал меня и Широкова Анатолия. Мы жили рядом, дружили, сидели за одной партой, у нас уже был опыт проведения школьных вечеров: устанавливали микрофоны и оборудование, крутили пластинки. Мы с радостью согласились, чтобы не сидеть на уроках.
Направляясь в спортзал, мы понятия не имели, какой объём работы нам предстоит выполнить. У входа лежал огромный редуктор с электромотором, который должен был вращать красавицу-ёлку. Вокруг него суетились физруки Вац Геннадий Васильевич и Тарасов Анатолий Прокопьевич, им помогал Сидельников Пётр Степанович.
Первоочередной нашей задачей было восстановить поломанные после переноски щётки, которые передают напряжение по стволу ели на гирлянды. Посередине зала стояла высоченная стремянка, возле неё лежал глобус, обклеенный кусочками зеркала. Юрий Алексеевич пытался прикрепить к нему длинный капроновый шнур.
Я поинтересовался:
- Зачем?
Он объяснил:
- Закручиваем перед мероприятием шар, а так как шнур длинный, то он долго крутится туда-сюда и разбрасывает световой снег по всему залу.
- Но ведь это очень неудобно: перед представлением лезть по стремянке и над ёлкой закручивать шар.
- Да, неудобно, – ответил он. - А что делать?
Дома у меня было много всякого радиохлама, нашёлся и подходящий кусок текстолита. На следующий день мы восстановили механизм, выпилив его по шаблону сломанного. А в сарае лежал принесённый отцом сломанный аппарат для тепловой сушки рук. Я, конечно, его разбирал. Там стоял мотор-редуктор, который автоматически отключал нагрев и вентилятор через 15 секунд после включения. Этот мотор делал два полных оборота в минуту, и я предложил использовать его в качестве постоянного привода глобуса над ёлкой. Никто не видел такой мотор, и поэтому все отнеслись к моему предложению с недоверием и продолжали прикреплять глобус по старой, испытанной технологии.
В младших классах я не обращал внимания на всякие тонкости, знал только, что световой снег был всегда на школьных вечерах. Когда шар был подвешен и закручен, мы приступили к испытаниям и настройке. Выяснилось, что шар в процессе раскручивания то опускается, то поднимается, и чтобы свет от эпидиаскопов светил прямо на него, нам предстояло их постоянно корректировать.
Придя домой, я разобрал давно лежавшую без дела электросушилку (там была сгоревшая спираль), вынул мотор-редуктор и, недолго думая, закрепил его на дощечке. С помощью болта к валу закрепил проволочный крючок, на который можно было повесить шар.
Утром я принёс это нехитрое устройство в школу. Пока не было учителей, я включил мотор в розетку и с гордостью продемонстрировал механизм одноклассникам. Тут зашёл наш военрук Лаптев и забрал нас продолжить оформление зала.
С помощью длинных шурупов мы прикрепили дощечку к потолку, повесили шар и стали через выключатель подводить электричество. Я до последнего сомневался, потянет ли этот небольшой моторчик довольно тяжёлый шар. Когда всё было готово, мы включили выключатель. Шар легко тронулся с места и начал равномерно крутиться. Меня распирало от гордости за это изобретение!
Моторчик немного жужжал, но все решили, что его не будет слышно, когда заиграет музыка, да и ёлочный редуктор тоже гудел, хотя мы сколотили вокруг него ящик и облепили его ватой. Также выяснилось, что шар не гуляет по высоте и можно жёстко закрепить эпидиаскопы. Чтобы они не мешали, мы поставили их на волейбольные кольца с обеих сторон зала.
В прошлые годы школьники-самоделкины сделали уже несколько устройств, в которых нам предстояло разобраться. Прямо над кольцом всегда висела рамка, обтянутая красной материей, внутри которой
располагались лампочки. Когда они горели, все видели, какой год мы встречаем. Нам предстояло переделать расположение ламп под 1972 год. В процессе работы учитель Сидельников нам рассказал, что раньше лампочки моргали и последовательно высвечивали текущий и предстоящий годы и что в физкабинете есть устройство, посредством которого это делалось, но в последние годы оно не применялось, так как никто не мог разобраться в его подключении. Я попросил принести это изобретение: может, у нас получится. Пока учитель ходил, мы с Толей на всякий случай оставили лампочки от единички и накрутили двойку. Устройство оказалось довольно громоздким: оно было сделано на крупных реле и питалось от двух щелочных аккумуляторов, применяемых для всевозможных опытов на уроках физики.
Подключение оказалось несложным, тем более, что всё было подписано. Вся загвоздка заключалась в том, что при подключении аккумулятора ничего не происходило: устройство не работало. Я зачистил все контакты – бесполезно. Проверил качество паек – всё равно не работает. Ни схемы, ни автора устройства, и спросить не у кого. А главное, я не понимал, откуда берутся импульсы, включающие реле. Ни транзисторов, ничего. Я детально изучил устройство. Моё внимание привлёк патрон для лампочку, но её там не было. Я сначала подумал, что это индикатор включения устройства, но, проследив по проводам, понял, что это не так. Патрон был не резьбовой, а как на машинах, только поменьше, и я долго не мог сообразить, что там стояло. Немного погодя я вспомнил, что видел такой патрон на усилителе от кинопроектора «Украина». Сидельников сказал, что у него есть такие в запасных частях к проекторам, и быстро принёс несколько ламп МН3. Это необычная неоновая лампа использовалась в качестве задающего генератора. Я вставил одну из них в патрон, и… устройство заработало! Одного заряда аккумуляторов хватило на все праздники!
Со следующим устройством хлопот было поменьше: оно было собрано на транзисторах, и реле последовательно включало: «С», «НОВЫМ», «ГОДОМ», потом всё гасло, и процесс повторялся сначала. Здесь мы просто заменили сгоревшие и разбитые лампочки, и всё заработало. Труднее было поднимать эту махину и устанавливать на щит над волейбольным кольцом, но с помощью физруков мы с этим справились.
В дальнем конце зала всегда устанавливали «Кремль», вернее Спасскую башню с часами и частью стены. Когда-то на нём, по контуру, устанавливались лампочки, но сейчас их не было. Из трёх гирлянд мы сделали одну со смещением, расположили её по краю стены и башни. В разрыв каждой из них поставили стартеры от разных марок дневных ламп, на часах установили отдельную цепочку. Теперь наш «Кремль» переливался всеми цветами радуги и создавался эффект бегущего огня.
В углу поставили две парты и подвели туда все коммутационные выключатели. Получилось что-то вроде пульта управления. Настал черёд установки микрофонов и настройки музыки. Из радиорубки мы с Анатолием принесли тяжеленный ТУ 100. Это мощный ламповый усилитель, на верху которого располагался проигрыватель. Никаких микшеров в школе тогда не было, а этот усилитель позволял отдельно регулировать громкость от двух микрофонов и музыки. Мы использовали 3 звуковые колонки "25-А13" от лампового усилителя "90-У2" к кинопроектору "Украина", причём расположили так: 2 - недалеко от усилителя, но на разной высоте, а один -отнесли в противоположный конец зала, чтобы звук распределялся равномерно. Долго искали место с наименьшей завязкой микрофона для ведущего.
Параллельно с нами работали другие добровольцы, украшая ёлку, зал и школу снежинками, бусами и плакатами. Наконец, всё было готово.
При проведении детских утренников за пультом был Сидельников, а на нашем вечере мы сами сели на места операторов. У Анатолия отец работал редактором газеты «Амурец» и каким-то образом мог получать самые современные песни на костях – рентгеновских снимках. Толя принёс целую пачку! На них не было никаких надписей, поэтому мы ставили всё подряд.
Где-то ближе к середине вечера и запела безумно модная в то время Лили Иванова. Все пошли танцевать. Звуки мелодии эхом отзывались из дальнего конца зала, создавая эффект реверберации. Всё работало отлично, и я, сидя за пультом, недоумевал, почему никто не обращает на меня никакого внимания, а просто веселятся.
Я вздрогнул от хлопка по плечу.
- Ты чего не отвечаешь? – почти кричал Костя.
- А что случилось?- спросил я, не понимая, что происходит.
- Да ничего особенного. Год кончается, и всех зовут к столу!
Я потряс головой, будто сбрасывая свои мысли и события далёкого 1971 года.
Племянник торопил меня за стол к гостям. Зазвучали тосты и пожелания, зазвенели бокалы. Как всегда мы много говорили обо всём: о еде, политике, родственниках, огороде и, конечно, о замечательном аппарате и шоу, устроенном хлебосольными родственниками в нашу честь в новом 2021 году. Потом слушали Путина, смотрели концерт по телевизору, но меня никак не покидала мысль о том далёком прошлом.
Вспомнил, что впоследствии я переделал огромное количество всевозможных моргалок и светилок. Однажды представители администрации попросили меня установить бегущий огонь под глыбами льда, напиленными на нашей речке и разложенными на площади под главной ёлкой села. Это было уже в 1987 году. Хотя мощность каждого из трёх каналов была больше двух киловатт, блок управления получился довольно компактным из-за использования мощных тиристоров КУ202Н. Импульсный ток этих небольших элементов мог достигать до 30 ампер. Такие же тиристоры я применял и при световом оформлении нашего кафе. К тому времени уже многие в селе знали, что такое мог устроить только Грабор.
Пройдёт немного времени, и люди придумают, а, может, и есть уже устройства, которые генерируют такие причудливые голограммы прямо в мозгу человека, но для меня самыми лучшими останутся те простейшие устройства из 1971 года!