Концепция школьного музея:
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и
внеурочной работе. А в свою очередь, с краеведением в значительной мере
связана организация и деятельность школьного музея. Не случайно музеи
считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы
составляют обычно основу школьных музейных экспозиций.
Накопленный в музеях материал предоставляет широкие возможности для
учителя и учеников при изучении героических страниц истории страны,
культуры, традиций, быта народа. История оживает перед ребятами,
перестает быть только школьным предметом, а становится частью жизни,
пробуждает интерес к исследовательской работе.
Музей можно назвать "волшебной машиной времени". В ней в считанные
минуты, за короткое время, отведенное на уроке или во внеклассных
занятиях, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия,
увидеть не только прошлое и сегодняшний день, но и заглянуть в будущее,
сопоставить, сравнить события разных Концепция школьного музея:
В современных условиях, которые характеризуются постоянным обращением
учащихся к различным источникам СМИ и как следствие -частичным отрывом
моральных принципов от сформированных
предыдущими поколениями нравственных ценностей, крайне актуальной
задачей становится воспитание гражданственности подрастающего поколения.
Но, воспитывая в учащихся сознательное отношение к Родине, Отчизне,
важно обращать внимание на формирование умения любить и ценить свою
малую Родину - село. Поэтому основным направлением в деятельности музея
является краеведение.
Школьный музей - тематическое систематизированное собрание подлинных
памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое
в соответствии с действующими правилами. Очень важно на сегодняшний день
планомерная, систематическая работа в музее, т.к. она расширяет
кругозор, формирует гражданственное самосознание молодого человека,
прививает навыки исследования.
Исходя из сказанного, в основу концепции положено гражданско-правовое и
патриотическое воспитание подрастающего поколения. Таким образом, это
оказывается одной из центральных задач работы школьного музея.
Данная концепция реализует следующие основные принципы;
Интегративность - реализация данного принципа означает стремление
представить работу музея не как изолированную, а как тесно связанную с
преподаванием предметов, изучаемых в школе. На практике этот принцип
может быть реализован многими способами: например уроки, проводимые
преподавателями с использованием музейных фондов или непосредственно в
музее, использование музея как консультативного, методического центра
для создания более интересных уроков;
Ориентация на вербальную коммуникацию - в центре работы музея должно
находиться также творческое общение, развитие и досуг. При недостаточном
разнообразии досуговых форм на селе, музей предоставляет возможность
различных форм общения (игровые, экскурсии, клубы и т.д.);
Креативность - в процессе работы музея креативность проявляется в форме
сотрудничества учителя- руководителя музея и уч-ся. В этом контексте
особую значимость приобретает совместное обсуждение и решение проблем,
возникающих в процессе работы музея. Это нацеливает учащихся на
самостоятельную творческую работу, выполнение исследовательских заданий.