Для того, чтобы иметь моральное право один
раз сказать о бедах и горечах своей Родины, надо десять раз что-то
сделать для ее возвышения и укрепления. |
Словарь - справочник
АБСЕНТЕИЗМ (НЕУЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ) (от лат absens (absen(is)-отсутствующий)
- неучастие избирателей и голосовании по различным причинам.
А. является одним из распространенных типов поведения электорального
и подлежит обязательному учету к стратегии и тактике избирательной
кампании. Он может привести к признанию выборов несостоявшимися,
если на выборы не явится необходимое число избирателей. Основной
социально-психологической причиной А. служит неверие избирателей в
то, что данные выборы или конкретное голосование имеют общественную
или личную значимость. А., как правило, вызывается соответствующими
массовыми настроениями и формируется под влиянием различных
источников информации.
Факторы, способствующие росту А.: 1) личное общение со стойкими
абсентеистами; 2) негативные сообщения СМИ о всех кандидатах и
процессе выборов в целом; 3) слабая предвыборная агитация и
коммуникационные поля; 4) систематическая невыплата зарплаты, пенсий
и пособий; 5) экономическая и социальная депрессия; 6) искусственное
стимулирование А. определенных слоев некоторыми кандидатами с целью
сократить активный электорат противника.
АГИТАЦИЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ - комплекс коммуникационных действий,
направленных на то, чтобы побудить избирателей голосовать за данного
кандидата (избирательное объединение) и против его соперников
(агитация против кандидата) или просто участвовать в выборах.
Агитационная деятельность является основным содержанием
избирательной кампании. В Федеральном законе "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" дается юридическое определение А.п:
"...деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов,
избирательных объединений, избирательных блоков, общественных
объединении, имеющая целью побудит, или побуждающая избирателей к
участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов
(списки кандидатов) или против них".
АГИТАЦИЯ ПРОТИВ КАНДИДАТА (ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО) агитация с целью
убедить избирателей голосовать против данного кандидата.
А.п.к. имеет смысл: 1) когда борьба за победу ведется между двумя
лидирующими кандидатами; 2) когда ведется борьба на участие в
повторном голосовании. Иногда А.п.к. используется различными
группами избирателей для выражения своего недовольства деятельностью
или личностью кандидата.
А.п.к. разрешена законом и является одним из важнейших избирательных
прав. Однако закон разрешает агитировать против кандидата только на
основе достоверных фактов и с использованием корректных способов.
Такие методы далеко не всегда эффективны и срабатывают лишь в том
случае, если имеются реальные, документально обоснованные материалы,
компрометирующие кандидата. Более того, А.п.к. может сработать в
пользу того, против кого она направлена, если реакция избирателей на
нее недостаточно точно просчитана к если кандидат сможет убедительно
опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Нужно иметь в виду,
что материал, служащий компроматом в глазах экспертов, может не
только не быть компроматом в глазах электората данного кандидата, но
и, наоборот, подчеркивать его достоинства. Такие ошибки допускаются
довольно часто.
АННУЛИРОВАНИЕ (ОТМЕНА) РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ - отмена результатов уже
прошедших выборов, ведущая к тому, что все кандидаты оказываются
неизбранными.
БЕСПЛАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СМИ - агитационные материалы различных типов
и жанров, размещаемые в средствах массовой информации на бесплатной
основе.
ВСТРЕЧА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ - традиционное средство предвыборной
агитации, закрепленное в избирательном законодательстве.
Процедура встречи состоит из выступления кандидата или нескольких
кандидатов перед избирателями, ответов на вопросы, последующего
выступления за или против кандидатов. Встреча позволяет избирателям
составить конкретное впечатление о кандидате и о его программе.
ВЫБОРНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ГОСУДАРСТВА (МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) -
должностное лицо в РФ, избираемое прямым голосованием избирателей, в
отличие от должностных лиц, назначаемых путем принятия решения
органом представительной власти, коллегиальным органом власти или
управления или вышестоящим должностным лицом.
Решение об избрании выборного должностного лица принимается самими
избирателями. К выборным должностным лицам государства (местного
самоуправления) в РФ относятся: Президент РФ, главы органов
исполнительной власти субъектов федерации, главы исполнительных
органов местного самоуправления и их заместители, если они
избираются вместе с ними. Депутаты всех представительных органов
власти и местного самоуправления, в отличие от В.д.л.г. (м.с), имеют
особый статус.
Статус В.д.л.г. (м.с.) имеет особенности, подчеркивающие прямое
происхождение их властных полномочий от избирателей:
неприкосновенность, гарантированные привилегии и льготы,
гарантированный срок исполнения полномочий, особый порядок
отстранения от должности, право на представительство интересов своей
территории. Иммунитет, привилегии и льготы распространяются также и
на кандидатов в выборные должностные лица государства и местного
самоуправления. Наличие выборных должностных лиц является важнейшей
составной частью представительной демократии. ВЫБОРЫ - процесс
избрания депутатов представительных органов власти и руководителей
органов исполнительной власти путем голосования избирателей.
В политическом процессе В. выполняют следующие функции.
1) выражение и оформление представительства интересов избирателей;
2) узаконивание реальной власти; 3)выдвижение новых лидеров, ротация
и
рекрутирование политической элиты; 4)поддержание равновесия
политической
системы страны путем направления политических конфликтов в мирное
русло;
5)конкурентность; 6)интеграция общественной воли в коллективное
решение.
Процесс В. регулируется специальными законами, а также подзаконными
правовыми актами, изданными во их исполнение. Исполнение основных
положений законов о В. возлагается на избирательные комиссии и
исполнительные органы власти. Механизм В. определяется избирательной
системой, закрепленной в законе, а также сложившейся в стране
политической системой, которая наполняет букву закона о В. реальным
политическим содержанием. Большое влияние на реальный ход В.
оказывает политическая ситуация в стране или регионе.
В. можно рассматривать в- узком юридическом смысле и в более широком
политическом. В юридическом смысле выборы ограничены сроком их
проведения и состоят из конкретных процедур. В политическом смысле
В. не ограничиваются временем начала предвыборных процедур,
предусмотренных законодательством, и включают продолжительный
подготовительный этап, а также этап подведения итогов. Временная и
организационная структура В. зависит от: а) организации В.
избирательными комиссиями; б) организации избирательных кампаний
отдельных участников В.
В юридическом смысле В. состоят из следующих этапов: 1) назначение
В. и официальное опубликование решения о их назначении; 2)
официальное опубликование списков избирательных округов,
формирование избирательных комиссий; 3) составление списков
избирателей; 4) выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку их
выдвижения; 5) регистрация кандидатов; 6) предвыборная агитация; 7)
голосование, наблюдение за голосованием; 8) подсчет голосов,
установление итогов голосования, определение результатов В.; 9)
объявление результатов В. и их опубликование. В. могут быть признаны
недействительными или несостоявшимися при констатации наступления
оговоренных законом условий,
ВЫБОРЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ - выборы с участием двух и более кандидатов
(избирательных объединений) либо с участием кандидатов, количество
которых больше установленного числа мандатов (в многомандатном
округе).
Альтернативность предполагает демократический характер выборов,
реализацию прав и свобод избирателей. Обязательная альтернативность
выборов предусмотрена законом для абсолютного большинства выборов в
РФ, за исключением выборов депутатов представительных органов
местного самоуправления, при условии, если это предусмотрено
соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом
безальтернативный кандидат считается избранным, если за него
проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в
голосовании. Безальтернативные выборы при определенных условиях
предусмотрены и при проведении повторного голосования.
ВЫБОРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ См. Довыборы.
ВЫБОРЫ ДОСРОЧНЫЕ - выборы должностных лиц государства (местного
самоуправления), проводящиеся в случае досрочного прекращения
иx\полномочий вследствие отставки, отстранения от должности,
изменения срока полномочий, роспуска выборного органа, ликвидации
должности или выборного органа, смерти.
Процедура назначения В.д.: 1) В.Д. Президента РФ назначаются Советом
Федерации, а в случае неназначения - ЦИК РФ; 2) Государственной Думы
-Президентом РФ, а в случае неназначения - ЦИК РФ; 3) отдельных
депутатов Госдумы - ЦИК РФ; 4) глав исполнительной власти субъектов
Российской Федерации - законодательными органами субъектов
федерации; 5) законодательных органов субъектов федерации -
законодательными органами субъектов федерации; 6) отдельных
депутатов законодательных органов субъектов федерации -
избирательными комиссиями субъектов федерации, 7) должностных лиц
местного самоуправления представительными органами местного
самоуправления или народным судом; 8) представительных органов
местного самоуправления - представительными органами местного
самоуправления или избирательной комиссией муниципального
образования, или народным судом; 9) отдельных депутатов (советников)
местного самоуправления - избирательной комиссией муниципального
образования.
ВЫБОРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (от лат. minicipium - община) - то же, что и
выборы представительных органов и должностных лиц местного
самоуправления.
ВЫБОРЫ ПОВТОРНЫЕ См. Довыборы.
ГАС "ВЫБОРЫ" - государственная автоматизированная информационная
система Российской Федерации "Выборы" (полное официальное название),
связывающая в единую информационно-коммуникационную сеть Центральную
избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов Российской
Федерации, территориальные избирательные комиссии (ТИК).
Используется в процессе подготовки и проведения выборов Президента
РФ, Государственной Думы, а также органов власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления и референдумов. Задачи
ГАС "В.":
1) ускорить и облегчить управление и организацию проведения выборов;
2) ускорить подсчет голосов и доставку протоколов; 3)
усовершенствовать
контроль вышестоящих избирательных комиссий за деятельностью
нижестоящих; 4) организовать учет избирателей в рамках
общегосударственной
системы регистрации (учета) избирателей.
ГОЛОСОВАНИЕ
1 Главная процедура процесса выборов, состоящая в волеизъявлении
избирателей, отдающих свой голос за одного или нескольких кандидатов
(избирательных объединений).
Категорическое и ординальное Г.: 1) при категорическом Г. с помощью
категорического избирательного бюллетеня избиратель может отдать
свой голос только за одного кандидата (объединение избирательное,
блок). Избиратель может также голосовать против всех кандидатов; 2)
при ординальном Г. избиратель может голосовать за нескольких
кандидатов (избирательных объединений) и ранжировать их по
предпочтениям (преференциям) с помощью ординального бюллетеня; 3)
при неполном ординальном (промежуточном) г. избиратель может также
голосовать за нескольких кандидатов, по-разному выражая к ним свое
отношение (кумулятивное голосование, ограниченное голосование,
одобрительное
голосование). Однако он не может ранжировать кандидатов по
преференциям. Количество голосов у избирателя В различных
избирательных системах у избирателя может быть, один голос (одно или
несколько предпочтений); два голоса (при смешанной избирательной
системе - один голос по пропорциональной и один голос по плюральной
системе), много голосов (кумулятивное голосование, ограниченное
голосование). Возможно голосование одним голосом за список,
включающий кандидатов на должности разных уровней и ветвей власти
(многоуровневые выборы). Голосование одним голосом за список и за
кандидата. Смешивание кандидатов разных списков (панашаж).
Повторное Г. проходит при мажоритарной избирательной системе во
втором туре выборов по двум кандидатам, набравшим наибольшее число
голосов. В случае если федеральным законом или законом субъекта РФ
предусмотрено проведение повторного Г. и при этом после назначения,
но до проведения повторного Г. остается только один кандидат, место
выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах
наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым
было первоначально назначено повторное Г.. этот кандидат вновь
приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.
ГОЛОСОВАНИЕ ДОСРОЧНОЕ - голосование за 15 дней и менее до дня
выборов, совершающееся по желанию избирателя.
Г.д. производится в помещении территориальной (за 15-4 дней) или
участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной
комиссии. Бюллетень выдает дежурный член территориальной или
участковой избирательной комиссии. Заполненные избирательные
бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и
передает дежурному члену территориальной или участковой
избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся
подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее
печатью.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОМУ - голосование вне помещения для голосования
путем опускания избирательного бюллетеня в урну для голосования
(переносной избирательный ящик), доставляемую членами избирательной
комиссии к месту жительства.
Г.н.д. предусмотрено для тех избирателей, которые по состоянию
здоровья или по другим уважительным причинам не могут голосовать на
избирательном участке.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1. Нижняя палата российского парламента (Федерального Собрания
Российской Федерации), представительный и законодательный орган
государственной власти РФ. Существует с 1993г.
К исключительной компетенции ГД относятся: 1) принятие федеральных
законов; 2) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4)
назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка РФ; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение
обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.
Избирается на 4 года по_ смешанной избирательной системе на^основе
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации".
ГРУППА ПОДДЕРЖКИ - наименование команды, штаба кандидата
(избирательного объединения, блока) или их местного отделения.
Термин "Г.п." по сравнению, например, со штабом, командой носит
более нейтральный характер и поэтому часто используется для
подписания листовок, обращений и других печатных материалов. Сама
эта подпись говорит о том, что кандидат кем-то поддерживается,
создавая положительную эмоциональную установку.
Успешное ведение избирательной кампании предполагает создание групп
поддержки в городах, районах, поселках, на предприятиях из местных
активистов политических и общественных организаций, сторонников или
деловых партнеров кандидата. Наличие разветвленной мобилизационной и
агитационной сети на местах - серьезный фактор победы.
ДЕБАТЫ (от фр. debat - спор, дебаты) -публичный диалог двух и
большего числа кандидатов, как правило передаваемый по телевидению и
радио. Дебаты - специфическое средство предвыборной агитации, целью
которого является публичная победа над соперником и демонстрация
своего превосходства.
ДЕМОКРАТИЯ (от греч. Demokrcttia - народовластие)
1. Тип политического режима, характеризующийся выборностью органов
законодательной и исполнительной власти, гарантией прав и свобод
граждан.
Д. предполагает проведение настоящих выборов, не являющихся
формальной имитацией процедуры голосования Она, в частности,
проповедует всеобщие, равные и тайные выборы, демократический
контроль за подсчетом голосов, свободу волеизъявления граждан,
свободу предвыборной агитации, равенство при выдвижении и
регистрации кандидатов.
2. Принцип политического устройства, признающий народ основным
источником власти в государстве и предусматривающий соответствующие
гарантии для реализации этого.
Типы Д.: а) непосредственная (референдум, собрание, сход); б)
представительная (парламентская); в) плюралистическая как вариант
представительной (формирование исполнительных органов власти
преимущественно из представителей политических партий, победивших на
выборах в законодательные органы власти); г) президентская
республика (глава государства избирается' гражданами); д)
партиципаторная Д. ("демократия участия") - идеальная модель
демократии, предполагающая высокую активность и прямое участие
граждан в исполнительских функциях.
3. Принцип внутренней организации объединений и структур,
предполагающий принятие решений путем голосования, выборность,
подотчетность и сменяемость их руководителей.
Д. как принцип внутренней организации присуща представительным
органам власти, политическим организациям, избирательным
объединениям, избирательным комиссиям всех уровней. Внутренняя Д. не
характерна для предвыборных штабов и команд, функционирующих на
основе единоначалия и коллегиальности.
ДЕНЬ ВЫБОРОВ - день, в который проводится голосование.
Он назначается путем объявления выборов в соответствии с указанным в
законе сроком, ранее которого его назначать нельзя. Перенос на более
поздний срок предусматривается законом в особых случаях Д.в.
начинается с 00 часов 00 минут и заканчивается в 24 часа 00 минут,
не совпадая со временем голосования. Фактически работа по подсчету
голосов продолжается в течение следующей ночи. В Д.в. в населенных
пунктах действует особый режим по поддержанию порядка. Агитация за и
против кандидатов (избирательных объединений и блоков) запрещена.
ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО КАНДИДАТА (зарегистрированного) - лицо,
зарегистрированное в установленном порядке в избирательной комиссии
и получившее официальное право представлять кандидата в вопросах
ведения избирательной кампании.
Статус доверенного лица позволяет вести официальные контакты с
избирательными комиссиями, судами, представителями органов власти и
общественности, но отнюдь не означает реальную близость к кандидату
и ключевые позиции в команде.
Доверенные лица могут иметь право на неоплачиваемый отпуск в период
избирательной кампании. Статус доверенного лица подтверждается
специальным удостоверением, выдаваемым избирательной комиссией.
Доверенные липа могут быть только у зарегистрированных кандидатов.
ДОВЫБОРЫ
1. Выборы депутатов представительных органов в тех избирательных
округах, где выборы не состоялись или признаны недействительными, а
также в случае, если победивший кандидат не сложил с себя
полномочия, несовместимые со статусом депутата (выборного
должностного лица).
Д. часто проводятся в тех избирательных округах, где традиционно
велик абсентеизм и поэтому явка избирателей не достигает
установленного законом уровня при первом голосовании. Повторные
выборы следует отличать от повторного голосования и дополнительных
выборов.
2 Дополнительные выборы - выборы в случае досрочного прекращения
полномочий выборного должностного лица или депутата (выборного
органа).
Причинами выбытия могут быть 1) переход на другую работу; 2) смерть;
3) добровольная или принудительная отставка в связи с невозможностью
исполнять обязанности депутата по состоянию здоровья, принимаемая
представительным органом, в который он избран; 4) добровольная
отставка по различным мотивам; 5) вступление в силу приговора суда в
отношении лица, являвшегося депутатом.
ЗАПРЕТ НА АГИТАЦИЮ - налагаемый законом запрет на любые агитационные
действия за и против кандидатов (избирательных объединении и блоков)
вне установленных сроков: в день выборов и в день, предшествующий
выборам, а также до регистрации.
Явная агитация должна пресекаться правоохранительными органами.
Массированное нарушение запрета на агитацию является серьезным
нарушением избирательного законодательства и может считаться
правовым основанием для отмены регистрации, отказа в регистрации и
признания выборов недействительными.
ИЗБИРАТЕЛЬ - гражданин страны, имеющий право голоса на выборах
должностного лица государства или местного самоуправления (активное
избирательное право).
Граждане становятся избирателями РФ с 18 лет. Избиратели
автоматически обладают большинством избирательных прав, а с
определенного возраста и правом быть избранными на государственные
должности и должности местного самоуправления (пассивное
избирательное право).
В РФ предусмотрена возможность, когда избирателями на выборах
органов местного самоуправления могут быть иностранные граждане,
постоянно проживающие на территории муниципального образования, если
для этого имеется дополнительная законодательная и
международно-правовая база (см ФЗ "Об основных гарантиях " ст17. п.
3).
Избиратели РФ используют свои избирательные права на равной и
добровольной основе, контроль за их волеизъявлением не допускается.
Избиратель имеет право не участвовать в выборах и никто не имеет
права принуждать его к этому (см Абсентеизм). Не обладают
избирательными правами граждане, признанные судом недееспособными
или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА - число голосов, необходимое для избрания одного
депутата от данного избирательного округа.
Каждое избирательное объединение (блок) получает столько депутатских
мест, сколько И.к. содержится в сумме голосов избирателей, поданных
за него избирателями. И.к. применяются на выборах по
пропорциональной избирательной системе по спискам, за исключением
единого переходящего голоса системы (квотно-преференциальная
система).
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - избирательная
комиссия по выборам должностного лица (главы), а также депутатов
представительного органа местного самоуправления.
И.к.м.о может быть городской, районной, районной в городе,
поселковой, сельской в зависимости от статуса муниципального
образования. Необходимо отличать И.к.м.о от территориальных
избирательных комиссий и окружных избирательных комиссий.
Решения И.к.м.о обязательны в рамках ее полномочий для юридических
лиц и должностных лиц исполнительных органов муниципального
образования, также нижестоящих окружных и участковых избирательных
комиссий. Полномочия И.к.м.о. связаны только с организацией и
проведением выборов местного самоуправления и устанавливаются
законом субъекта федерации о выборах местного самоуправления.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОКРУЖНАЯ (ИКО) - избирательная комиссия,
сформированная для проведения выборов депутатов по одномандатным или
многомандатным избирательным округам.
Особенностью полномочий ИКО является то, что она определяет
результаты выборов депутата от данного одномандатного мажоритарного
округа в представительный орган власти, регистрирует кандидатов по
одномандатному избирательному округу, утверждает текст
избирательного бюллетеня. Решение, принятое ИКО, может быть отменено
или изменено: а) ЦИК на выборах депутатов Госдумы; б) субъекта
федерации избирательной комиссией - на выборах законодательного
органа субъекта федерации; в) муниципального образования
избирательной комиссией - на выборах представительного органа
местного самоуправления. В случае если решение ИКО противоречит
законам, оно может быть отменено судом.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - избирательная
комиссия, уполномоченная на организацию и проведение выборов разных
уровней на территории своего региона.
Полномочия, порядок деятельности и формирования И.к.с. РФ
определяются: Федеральным законом "Об основных гарантиях...";
Федеральными законами о выборах Президента и депутатов
Государственной Думы РФ, а также избирательным законодательством
субъекта РФ.
Функции И.к.с. РФ: 1) организация и проведение выборов Президента РФ
и депутатов Госдумы, а также общероссийских референдумов на
подведомственной территории под руководством ЦИК РФ; 2)
самостоятельная организация и проведение выборов главы
исполнительной власти субъекта федерации, органа законодательной
власти субъекта федерации и региональных референдумов; 3) содействие
и контроль в проведении выборов представительных органов и глав
местного самоуправления в административно-территориальных единицах,
входящих в состав субъекта федерации.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (ИКТ) -городская, районная в
городе, районная сельская избирательная комиссия, организующая
выборы общероссийского, регионального и городского (в крупном городе
с районами) уровня на территории своего
административно-территориального образования.
Функции ИКТ: 1) определение результатов голосования на
подведомственной территории; 2) решение материально-технических и
организационных проблем на своем уровне; 3) распределение финансовых
средств; 4) руководство работой участковых избирательных комиссий;
5) наблюдение за соблюдением избирательного законодательства.
Кандидат и избирательное объединение вправе назначить в состав ИКТ
члена с правом совещательного голоса. ИКТ - самый нижний уровень
избирательных комиссий, подключенный к ГАС.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ УЧАСТКОВАЯ - коллегиальный орган, формируемый
в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законами
субъектов РФ для организации, обеспечения подготовки и проведения
выборов на данном избирательном участке.
Функции и.к.у.: 1) непосредственная организация процедуры
голосования; 2) под счет голосов на избирательном участке и
определение итогов голосования; 3) подготовка помещения для
голосования; 4) составление списков избирателей и ознакомление с ним
избирателей; 5) контроль за соблюдением избирательного
законодательства. Избирательные объединения и кандидаты имеют право
назначать в И.к.у. по одному члену с правом совещательного голоса.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА -система норм и процедур,определяющих
порядок организации, проведения и определения итогов выборов.
Составные части И.с: 1) избирательное право - какие органы
избираются, общие принципы, права, свободы и обязанности
избирательные; 2) порядок голосования; 3) порядок подсчета голосов и
определения итогов выборов; 4) порядок выдвижения кандидатов; 5)
порядок агитации; 6) порядок вступления в должность избранных лиц;
7) порядок создания, организации и работы избирательных комиссий и
контроля за их деятельностью со стороны общественности; 8) порядок
создания избирательных округов, их размеры и границы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРИТАРНАЯ (от фр. scrutin majoritaire -
доел, "выборы по большинству") - один из двух основных типов
избирательной системы, при котором избранным считается кандидат
(несколько кандидатов, а также список кандидатов - в некоторых
странах), набравший самое большое число голосов в избирательном
округе. В отличие от пропорциональной избирательной системы при
И.с.м. должностное лицо избирается голосами относительного или
абсолютного большинства своих избирателей, а голоса, поданные за
других кандидатов, при распределении мандатов не учитываются.
Виды И.с.м. Она представляет собой общее название для нескольких
разновидностей избирательных систем. Общим признаком их является
принцип большинства. Виды И.с.м. выделяются в зависимости от
характера требуемого большинства голосов, особенностей голосования и
расчета при распределении мест:
1. Относительного или простого большинства избирательная система.
При
ней избранным считается кандидат, набравший голосов больше чем
другие. Это
наиболее распространенная И.с.м. Разновидности плюральной системы: в
один
и в два тура, в одномандатных и многомандатных округах.
2. Собственно мажоритарная избирательная система - И.с.м.
абсолютного
большинства. При ней избранным считается кандидат, набравший больше
половины голосов: а) от общего числа проголосовавших избирателей; б)
от
общего списочного числа избирателей в округе. При такой системе
обычно
предполагается два тура голосования. Особой разновидностью является
мажоритарно-преференциальная система (т.н. "альтернативное
голосование").
3. Плюрально-мажоритарная избирательная система - в первом туре
действует И.с.м. абсолютного большинства, а во втором -
относительного.
И.с.м. может быть составной частью смешанной избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТНОСИТЕЛЬНОГО
БОЛЬШИНСТВА - наиболее распространенный в России тип мажоритарной
избирательной системы, при которой избранным считается кандидат,
набравший относительное большинство голосов от общего числа
проголосовавших избирателей.
То же, что и избирательная система плюральная.
Разновидности И.с.о.б.: 1) с одним или с двумя турами голосования;
2) в одномандатных или многомандатных округах (приблизительно с
числом
мандатов не более пяти, далее система тяготеет к пропорциональной);
3) по преференциальной избирательной системе или без нее; 4) с
кумулятивным голосованием или без него; 5) с панашажем или без; 6) с
ограниченным голосованием или без него; 7) с единым непереходящим
голосом (обычная практика, в т.ч. в России) или с единым переходящим
голосом (с передачей другим спискам или кандидатам); 8) в условиях
авторитарных и олигархических политических режимов существуют выборы
но спискам избирательных объединений (проходит только один список,
набравший относительное большинство голосов).
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЛЮРАЛЬНАЯ (от англ. plurality -большинство)
См. Избирательная система относительного большинства. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ - один из двух основных типов избирательной
системы, который предполагает распределение депутатских мандатов в
соответствии с полученной долей голосов избирателей, а не по
большинству, как при мажоритарной избирательной системе.
И. с.п. является обобщенным названием различных избирательных
систем, характеризующихся принципом пропорционального политического
представительства. При этом степень пропорциональности может быть
весьма разной.
Виды И.с.п. В различных вариациях И.с.п. голоса могут подаваться за
списки избирательных объединений, за нескольких кандидатов, за
одного кандидата, за списки и за кандидатов одновременно. И.с.п.
может являться частью смешанной избирательной системы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМЕШАННАЯ - тип избирательное системы, при
котором часть депутатов избирается по мажоритарной И.с. (по
территориальным округам с подачей голосов за конкретного кандидата),
а другая часть - по пропорциональной (по спискам избирательных
объединений).
И.с.с. позволяет избежать крайностей, вызванных недостатками
мажоритарной и пропорциональной И.с, создает более широкое поле
возможностей в предвыборной конкуренции и политической инженерии.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - законы и другие нормативные акты,
регулирующие процессы выборов органов власти.
В РФ действует федеральное избирательное законодательство и
избирательное законодательство субъектов Федерации (регионов).
Федеральное И.з. Основой избирательного законодательства выступают
Конституция РФ и Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", играющий роль рамочного закона в сфере
регулирования выборов.
Выборы в Государственную Думу регламентируются Федеральным законом
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации". Правовую основу выборов Президента РФ
определяет Федеральный закон "О выборах Президента РФ". Выборы
органов законодательной и представительной власти, а также глав
исполнительной власти субъектов федерации регулируются
соответствующими законодательными актами субъектов РФ. Правовую
основу выборов местного самоуправления составляют Федеральные законы
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления", законы субъектов РФ, уставы и положения
муниципальных органов власти.
Федеральное И.з. публикуется в "Российской газете" и "Собрании
законодательства РФ".
И.З. субъектов Российской Федерации включает: закон субъекта
федерации о выборах главы исполнительной власти; закон субъекта
федерации о выборах органа представительной и законодательной
власти; законы и другие нормативные акты (постановления, решения,
распоряжения, указы) органов исполнительной и законодательной власти
субъектов федерации. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - политическое и
общественное объединение, созданное и зарегистрированное в
соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ на
уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.
И.о. - это политическая партия, иная политическая организация или
движение, которые могут получить статус И.о. в соответствии с
определенными требованиями. Уровень требований зависит от уровня
выборов и делится на общероссийский (федеральный) и региональный
(субъект РФ). И.о. общероссийского уровня должно пройти регистрацию
в Министерстве юстиции РФ не позднее чем за год до дня голосования,
а на выборах регионального уровня этот срок сокращается до шести
месяцев. Регистрация в Минюсте в качестве общероссийского
Избирательного объединения требует наличия местных организаций не
менее чем в половине субъектов федерации.
Наименованием И.о. является наименование, указанное в
зарегистрированном уставе соответствующего политического
общественного объединения.
Получение статуса И.о. позволяет: 1) участвовать в выборах депутатов
Государственной Думы по спискам; 2) облегчить выдвижение своих
кандидатов в одномандатных округах и партийную агитацию за них
(запись в избирательном бюллетене о принадлежности к избирательному
объединению); 3) укрепить связь кандидата и выдвинувшего его
объединения на президентских выборах.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК - это законодательно закрепленная форма
предвыборной коалиции, заключающаяся в создании общей структуры из
двух и более избирательных объединений в целях выдвижения общего
списка кандидатов (общего кандидата).
Участниками И.б. могут быть только те организации, которые
зарегистрированы в качестве избирательных объединений, имеющих право
выдвигать кандидатов на данных выборах.
И.б. может создаваться на выборах органов представительной и глав
исполнительной власти общероссийского, регионального уровня и
местного самоуправления. Он может являться формой предвыборной
коалиции или более выгодным прикрытием одного или нескольких
избирательных объединений.
И.б. создается решениями съездов (конференций) избирательных
объединений. Избирательное объединение, входящее в блок, не может
самостоятельно выступать в качестве избирательного объединения и
входить в другие блоки. И.б. обладает правами избирательного
объединения, но не является юридическим лицом. На выборах депутатов
Государственной Думы он регистрируется Центральной избирательной
комиссией.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ - денежная сумма, вносимая кандидатом
(избирательным объединением) в качестве залога на специальный счет
Центральной избирательной комиссии, соответствующей избирательной
комиссии.
И.з. устанавливается соответствующим законом о выборах. Внесение И.з.
по желанию кандидата (избирательного объединения, блока) заменяет
сбор необходимого числа подписей избирателей.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - территориальная единица, от которой избирается
выборное должностное лицо или несколько выборных должностных лиц.
Величина И.о. - это согласно принятой в мире терминологии (англ.
magnitude) количество мандатов, распределяемых в округе. Эта
основная характеристика И.о.. Если от И.о. избирается одно
должностное лицо - округ называется одномандатным, если два и более
должностных лиц -многомандатным. Существует также общенациональный
И.о. (федеральный - в России), в котором проводятся выборы по
пропорциональной избирательной системе. Общая закономерность
избирательных систем - по мере возрастания величины И.о.
увеличивается их пропорциональность (доля голосов политической
партии больше соответствует количеству полученных мест). Величина
И.о. устанавливается правовым актом, определяющим порядок выборов.
Размер И.о. - это количество избирателей в нем. Согласно
демократическому принципу равенства избирательных прав граждан (один
избиратель - один голос) количество избирателей должно быть примерно
одинаковым для всех округов.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ МНОГОМАНДАТНЫЙ - округ, в котором одновременно
избирается несколько депутатов из числа отдельных кандидатов или из
состава списков избирательных объединений. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
ОДНОМАНДАТНЫЙ - избирательный округ, в котором одним голосованием
избирается только одно выборное должностное лицо (депутат или глава
исполнительной власти).
КАНДИДАТ - официальное лицо в избирательной кампании, реализующее
свое право быть избранным на выборную должность в органах
государственной власти или самоуправления.
К. изначально является полноправным руководителем своей
избирательной кампании. В силу технологической или иной
необходимости (недостаточная личная компетентность в вопросах
выборов) он делегирует часть своих управленческих полномочий нанятым
менеджерам и специалистам, но сохраняет за собой общий контроль за
ситуацией. К. имеет право на равный с другими кандидатами доступ к
СМИ. государственным денежным средствам, выделенным на агитацию,
вправе иметь доверенных лиц. Он обладает неприкосновенностью.
КАНДИДАТА БИОГРАФИЯ - краткий рекламный текст, содержащий
Описание социального статуса и роли кандидата; ключевых событий его
жизни и направлений деятельности; достижений и заслуг, а также
необходимых-социально-демографических данных, интересующих
избирателей.
Это - особый жанр предвыборного материала, модель имиджа кандидата.
В ней не должно быть никаких лишних черт. Все данные биографии
должны "кодировать" определенное восприятие кандидата избирателями и
их последующее отношение к нему.
КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ) ВЫДВИЖЕНИЕ - процедура начального
этапа избирательной кампании, включающая действия, необходимые
согласно избирательному законодательству для того, чтобы начать и
провести сбор подписей.
Выдвижение кандидата возможно при условии предоставления письменного
заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства
в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со
статусом выборной должности.
КАНДИДАТА (ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО) ВЫСТУПЛЕНИЕ агитационное воздействие
на электоральное поведение с помощью устной или письменной речи
кандидата, явно или косвенно обращенной к избирателям.
Это основная форма организации коммуникации в избирательной
кампании. Другие формы - обращения в поддержку кандидата, рекламные
клипы, наглядная агитация, общение агитаторов с избирателями,
передача сведений и упоминаний о кандидате - обладают ограниченной
эффективностью по сравнению с К.(з.)в.
Значение К (з.)в.: 1) создает психологический эффект общения
кандидата и избирателя; 2) позволяет кандидату продемонстрировать
свою позицию, свои качества и способности; 3) дает возможность
убедить и расположить к себе избирателей. К.(з.)в. призвано
программировать поведение избирателей. Оно должно носить
систематический характер и быть частью стратегии, тактики и планов
избирательной кампании. Выступления должны быть четкими и примерно
одинаковыми по содержанию ключевых фраз, но с учетом особенностей
аудитории.
К.(з.)в. не ограничиваются только встречами с избирателями или
выступлениями в СМИ. Это любая речевая (словесная) активность
кандидата или ее имитация. Любое публичное высказывание кандидата
может быть подано в качестве выступления.
КАНДИДАТА ИМИДЖ (от англ, image - образ) - образ кандидата,
существующий в сознании избирателей.
К.и. является главным инструментом его воздействия на электоральное
поведение, целенаправленно формируется и внедряется. Его нельзя
считать ни чистым фантомом, ни зеркалом души кандидата. Это сложный
продукт коммуникации кандидата, его команды и избирателей. Он
создается под воздействием как субъективных (управляемых), так и
объективных (неуправляемых) факторов.
КАНДИДАТА ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННАЯ - важный фактор победы на выборах,
выражаемый в: 1) одобрении личности, действий и программы кандидата;
2) желании проголосовать за кандидата; 3) готовности оказать помощь
кандидату в проведении агитации, установлении необходимых для этого
контактов.
Это один из типов электорального поведения, который складывается под
воздействием имиджа кандидата, его государственного и общественного
статуса (влиятельности) и реальных дел.
КАНДИДАТА (СПИСКА КАНДИДАТОВ) РЕГИСТРАЦИЯ - ключевая и завершающая
процедура начального этапа избирательной кампании, следующая за
сбором подписей.
Регистрация проводится соответствующей избирательной комиссией (ЦИК
РФ на общероссийских выборах, избирательной комиссией субъекта
федерации - на региональных выборах, муниципального образования
избирательной комиссией - на выборах местного самоуправления). Она
предполагает следующие действия избирательной комиссии: 1) прием
подписных листов; 2) проверку подписных листов; 3) проверку сведений
о кандидатах; 4) заседание избирательной комиссии, принимающей
решение о регистрации (регистрацию или отказ в регистрации); 5)
подготовку и выдачу регистрационных документов (удостоверения о
регистрации кандидата, заверенные копии списков).
КАНДИДАТА (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ) РЕЙТИНГ -важнейший
статистический показатель готовности избирателей проголосовать за
кандидата (избирательное объединение, блок), определяемый в ходе
опросов общественного мнения и социологических опросов.
Измеряется в процентах от общего числа опрошенных (размера выборки).
Это суммарная, субъективная оценка избирателями данного лица
(объединения).
КАНДИДАТА (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ) СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЧЕТ
(ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД) - специальный временный счет кандидата
(избирательного объединения) в банке, с которого должны проводиться
расчеты за услуги, связанные с финансированием избирательной
кампании.
Расчеты за услуги, связанные с агитацией, производимые из других
источников, являются грубым нарушением избирательного
законодательства и могут служить основанием для отмены решения о
регистрации. Проценты на такой счет не начисляются и не
выплачиваются. По письменному запросу избирательной комиссии
отделение Сбербанка предоставляет сведения об операциях на счете.
Все операции по нему прекращаются в день выборов и могут быть
продолжены только по специальному разрешению избирательной комиссии
для завершения расчетов.
КОАЛИЦИЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ - объединение политических и общественных
организаций в целях проведения общей стратегии в избирательной
кампании.
Это одна из форм политической коалиции. Она выступает в качестве
особого политического субъекта, однако ее политическая субъектностъ
ограничена самостоятельностью входящих в К.п. партий, движений и
организаций. К.п. могут оформляться в виде предвыборных блоков для
выдвижения общего списка кандидатов (выборы представительных
органов) или общего кандидата (выборы глав исполнительной власти).
К.п. могут создавать политические лидеры и кандидаты без привлечения
организаций на выборах всех уровней.
КОНТРОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ И ПОДСЧЕТОМ ГОЛОСОВ - система
согласованных мероприятий, наголенная на предотвращение серьезных
нарушений избирательного законодательства в процессе голосования и
подсчета голосов, прежде всего фальсификаций итогов выборов.
Способы К.о.
1. Направление наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и
избирательных объединений, представителей СМИ во все или большинство
участковых избирательных комиссий и в вышестоящие избирательные
комиссии.
2. Координация работы наблюдателей на участках и различных
территориях, контроль за их деятельностью, правовая помощь и
моральная
поддержка - в день голосования.
3. Налаживание рабочего взаимодействия и благожелательных отношений
со всеми вышестоящими избирательными комиссиями.
4. Открытое освещение в СМИ процесса голосования, формирование
отрицательно настроенного общественного мнения по отношению к
нарушениям (через СМИ).
5. Налаживание делового сотрудничества с органами государственной
власти.
6. Демонстрация жесткой позиции по отношению к нарушениям со
стороны как можно большего числа общественных и политических
организаций.
7. Предупреждение об ответственности и упреждение возможных
нарушителей.
КОНФЛИКТ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРОВ - стадия развития противоречия
участников выборов, на которой они вступают в жесткую конфронтацию
друг с другом.
Конфликт характеризуется острой несовместимостью целей, отношений и
действий. Он состоит из конфликтных психологических состояний и
фактических конфликтных действий.
Составные элементы К.: 1) участники конфликта - отдельные личности,
малые и большие группы, организации; 2) источник или причина
конфликта; 3) формы конфликтного поведения; 4) среда конфликта
(благоприятная в неблагоприятная); 5) вероятные пути разрешения; 6)
последствия.
Этапы развертывания К: 1) охлаждение, несогласие; 2) соперничество,
спор; 3) враждебность, агрессивность, насилие.
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ -ситуации, угрожающие
поражением в избирательной кампании из-за невозможности достижения
целей и решения задач.
Кризисы неизбежно возникают в большинстве избирательных кампанийЯ
Это связано с тем, что избирательная кампания - неустойчивые
управленческий процесс, в котором по мере приближения пика трудности
резко! нарастают. Избирательные кампании создаются, как правило, из
различных структур и персонала. Избирательная кампания - это процесс
жесткой конкуренции с соперниками, в котором происходят самые
неожиданные! повороты событий.
КРИТИКА ПРЕДВЫБОРНАЯ - неотъемлемая составная частщ предвыборной
агитации, состоящая в опровержении и дискредитацищ известных
избирателю явлений, процессов, политических лидеров.
К.п. - это плацдарм в массовом сознании для внедрения предвыборных!
мифов. Критика ради критики не является целью предвыборной агитации.
Критика как составная часть стратегии и тактики служит для
утверждения! имиджа кандидата, либо основной идеи избирательной
кампании, либо! ключевых тезисов программы, ценностей и интересов,
убеждений кандидата.! Конечной целью К.п. является опровержение
старых предвыборных мифов и! создание на их месте новых, выгодных
кандидату. Мифы, возникшие в процессе К.п. и при последующем
утверждении своих взглядов, используются! для управления
электоральным поведением.
Объективно критика всегда занимает подчиненное место в сознание
простых избирателей. Исключение составляют острые и переходные!
политические ситуации, в которых выгодно подчеркивать только
критическое! начало (например, ситуация 1989-1991 гг.). В таких
ситуациях К.п. позволяет! преодолеть информационные барьеры и
достучаться до целевой группы электората, которая ждет именно
критики.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ (от англ. public opinion) - отношение социальных
групп и масс к событиям, лидерам, другим группам, идеям, выраженное
в суждениях.
Это отношение выявляется: в электоральном поведении, результатам
опросов, мнениях отдельных лиц и других внешних фактах.
Функция М.о. на выборах. Это один из важнейших механизмов
регулирования поведения избирателей. Его исключительная важность
состоите четкости и ясности выражения, которые создают эффект
принудительности, обязательности и официальности ("воля народа",
"как все", "общая точка зрения"). М.о. выражает степень идейного и
психологического господств определенной политической силы, ее
влияния и поддержки со стороны избирателей в данный момент и может
рассматриваться как один из ресурсов избирательной кампании. Оно
ориентирует отдельных избирателей соответствии с волей этой
политической силы.
М.о. не существует в качестве единой моральной или политической силы
т.к. само является результатом борьбы различных сил в виде агитации
пропаганды, рекламы и т.д. Его необходимо отличать от настроений,
ожиданий потребностей, норм, стереотипов, которые также служат
инструментами ориентации избирателя. Но они по сравнению с М.о.
недостаточно выявлены рационализированы.
НАБЛЮДАТЕЛЬ - лицо, уполномоченное наблюдать за голосованием,
подсчетом голосов и определением результатов выборов в избирательной
комиссии.
Н., в зависимости от уровня выборов, направляются кандидатом,
избирательным объединением (блоком), общественной или политической
организацией. Наблюдение является одной из важнейших контрольных
процедур избирательной кампании, обеспечивающих демократический
порядок выборов.
Н. должны иметь удостоверение, подтверждающее их направление на
избирательный участок. Доверенные лица кандидатов могут
присутствовать на избирательных участках по своим удостоверениям.
Кроме того, наблюдение осуществляют иностранные Н.
Н. имеют право находиться на избирательном участке и наблюдать за
подготовкой к голосованию, голосованием, подсчетом избирательных
бюллетеней, составлением и заполнением протоколов об итогах выборов.
ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ -процедура подачи жалобы
(заявления, искового заявления) на неправомерные действия
избирательной комиссии.
Цели О.д.и.к.:
1 .Восстановление прав и свобод избирательных граждан.
2.Пресечение правонарушений.
3.Предупреждение дальнейших правонарушений со стороны данной
избирательной комиссии.
4.Создание прецедента для определенного решения сходных спорных
вопросов избирательными комиссиями.
5.Оспаривание действий избирательной комиссии, связанных с
определением результатов выборов (см. Обжалование результатов
выборов). Они зависят от содержания конкретных действий членов
избирательной комиссии (нарушение законов, ущемление избирательных
прав и свобод граждан, превышение полномочий, бездействие и др.), а
также степени их влияния на ход и результаты выборов.
Возможные формы о.д.и.к.: 1) жалоба в вышестоящую избирательную
комиссию; 2) жалоба в форме искового заявления в суд; 3) заявление в
прокуратуру с указанием состава административного или уголовного
правонарушения. Все эти формы О.д.и.к. могут использоваться
одновременно. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ - процедура
оспаривания действий окружной или иной избирательной комиссии,
которые могут заключаться в неправильном определении итогов выборов.
Пель О.Р.В. - признание результатов выборов недействительными.
Варианты достижения этой цели: 1) признание выборов несостоявшимися
из-за недостаточной явки избирателей; 2) признание выборов
недействительными из-за нарушений избирательного законодательства,
не позволяющих определить их результаты.
В качестве задачи-минимум могут преследоваться и побочные правовые
или политические цели.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ - завершающая процедура выборов,
следующая за подсчетом голосов, которая состоит в определении
кандидатов, избранных в ходе данных выборов.
Порядок О.р.в. закрепляется в соответствующем избирательном
законодательстве. Юридической основой для этого служит суммирование
достаточно полных данных об итогах голосования в частях округа,
оформленных в виде протоколов избирательных комиссий. Посла
суммирования, завершающего подсчет голосов, и начинается собственно
О.р.в.
ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - метод выявления и фиксирования
отношения массовых групп избирателей к кандидатам избирательным,
объединениям, блокам, их программам, процедурам выборов.
О.о.м. является специфической разновидностью социологического
опроса. Проводится социологами в составе команд кандидатов
социологическими службами, центрами изучения общественного мнения.
ОПРОС ТЕЛЕФОННЫЙ - Метод социологического экспресс-опроса в целях
зондажа или мониторинга общественного мнения в предвыборный период.
Достоверность такого опроса невысока, но позволяет уловить
наметившиеся тенденции в рейтинге и настроениях избирателей при
минимальной затрате сил на проведение опроса. Методика О.т.
предполагает случайную или адресную выборку по телефонной базе
данных.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ - ответственность, наступающая за
административное правонарушение в ходе выборо. Административное
правонарушение - противоправное, виновное (умышленное или
неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на
государственный или общественный порядок, собственность, права и
свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое
законодательством предусмотрена административная ответственность.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ - установленные нормами Гражданского
кодекса РФ юридические последствия неисполнения или ненадлежащего
исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей,
влекущие за собой нарушения субъективных гражданских npaв другого
лица (физического или юридического).
Виды о.г.: 1) санкции договорные; 2) возмещение убытков; 3) уплата
неустойки (штрафа, пени); 4) возмещение вреда (материального и
морального), О.г. делится на договорную и недоговорную
ответственность.
Правонарушения, связанные с выборами, за которые может наступить
О.г: 1) моральный ущерб из-за распространения недостоверных сведений
о кандидате; 2) моральный ущерб из-за неправомерных действий
избирательных комиссий по отношению к кандидату; 3) нарушение СМИ,
издательствами и другими юридическими лицами договорных обязательств
перед кандидатом; 4) нарушение кандидатом своих обязательств об
оплате услуг различных организаций, связанных с агитацией.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ - ответственность, наступающая за
дисциплинарные правонарушения в ходе выборов.
Виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий
выговор; 4) перевод на другую, более низкооплачиваемую работу; 5)
увольнение.
Они накладываются вышестоящими органами и руководителями, в
частности: а) вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к
членам нижестоящих; б) руководителями органов власти и местного
самоуправления - по отношению к подчиненным им должностным лицам и
служащим; в) руководителем избирательной кампании и кандидатом по
отношению к подчиненным членам команды и работникам. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УГОЛОВНАЯ - правовое последствие совершения преступления,
заключающееся в применении к виновному государственного принуждения
и реализующееся в наказании.
О.у. наступает также за приготовление к преступлению, за покушение
на преступление, за соучастие в преступлении. Она наступает лишь при
наличии вины и по приговору суда. Привлечение к О.у. означает
возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное
разбирательство. О.у. наступает за виды уголовных преступлении,
составы которых связаны с выборами.
"ОТ ДВЕРИ К ДВЕРИ" КАМПАНИЯ (от англ. door-to-door campaign)-одно из
важнейших средств предвыборной агитации, которое заключается в
целенаправленном посещении избирателей по месту жительства
агитаторами и по возможности кандидатами.
Неоценимым преимуществом "От д. к д." к. является возможность
прямого личного общения с избирателем и демонстрация особого
уважения к нему посещением его на квартире или на дому.
ОТЧЕТ О РАСХОДОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ - документ, подтверждающий
расходование средств со специального избирательного счета кандидата
(избирательного объединения, блока), представляемый по прошествии
определенного срока после опубликования результатов выборов в
окружную (для отдельных кандидатов) и Центральную избирательные
комиссии (для избирательных объединений и блоков).
На выборах органов власти субъектов федерации и местного
самоуправления отчеты представляются в соответствующие комиссии.
"ПАРТИЯ ВЛАСТИ" - условное название совокупности политических
организаций и группировок, представителям которых принадлежит
политическая власть в стране.
Является синонимом правящей элиты. Наряду с оппозицией "П.в."
-ведущая политическая сила на выборах, которая обладает
относительным структурным единством в виде вертикали исполнительной
власти и связанных с ней групп интересов.
Особенности "П.в." в России. Состав "П.в." не имеет в России четких
юридических границ, т.к. не сводится к одной крупной партии или
движению. В странах, где существует двухпартийная или
двухсполовинная система, "партией власти" считается та партия,
которая контролирует формирование правительства через своего
президента (в президентской республике) или через большинство в
парламенте.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - политическая организация, субъект политики,
важнейшей функцией которого является политическое участие граждан в
целях овладения государственной властью.
Партия - политическая машина, преобразующая энергию отдельных членов
в целенаправленную борьбу за власть.
Одним из важнейших направлений деятельности П.п. в борьбе за власть
в условиях демократии являются выборы, продвижение своих официальных
представителей на выборные должности. Большинство партий РФ является
зарегистрированными в Министерстве юстиции избирательными
объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов в выборные
должностные лица государства.
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНЫЙ - аналитический документ, содержащий комплексную
систематизированную информацию об избирательном округе (П. с.
округа) или муниципальном образовании (П. с. района, города).
П.с. является информационно-правовой моделью территории и
проживающих на ней избирателей (электората).
ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ - поведение избирателей в период выборов.
Главным элементом П.э. является волеизъявление избирателей в момент
голосования, которое является функцией большого количества
переменных - факторов поведения.
П.э. - сложный комплекс умственных и физических, осознанных и
неосознанных действий; мотивов, установок, комплексов, стереотипов,
привычек голосования, политических убеждений, психологических
потребностей, эмоционального состояния, профессиональной
деятельности, общения, восприятия избирателя, влияющих на его
волеизъявление.
ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ -незаконные методы получения дополнительных
голосов избирателей в обмен на денежные суммы, ценные бумаги или
товары, а также обещания раздачи этих материальных благ в обмен на
соответствующее голосование.
П.и. используется при сборе подписей (подпись в обмен на денежные
суммы, ценные бумага или товары) и является серьезным нарушением
избирательного законодательства, что влечет уголовную
ответственность. Массовый П.и. может служить основанием для
признания выборов недействительными.
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ - документ установленной формы, содержащий подписи
избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка избирательного
объединения, блока).
П.л. оформляется на одном листе формата А4 в виде таблицы, содержа
щей столбцы: №, Ф.И.О. избирателя, год рождения (в возрасте до 18
лет - дополнительно день и месяц, рождения), серия и № его паспорта
или документа заменяющего паспорт гражданина, адрес места
жительства, подпись избирателя. Строки таблицы рукописным способом
заполняются каждым подписавшимся избирателем. Законом разрешается
вносить данные об избирателях лицам, собирающим подписи, но тоже
рукописным способом, а подпись и дату должен ставить сам избиратель.
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ - ключевая процедура в процессе выборов, следующая
за процедурой голосования.
В ходе П.г. создается фактическая и правовая основа для определения
результатов выборов, что и фиксируется в протоколе. Согласно
действующему избирательному законодательству РФ в ходе процедуры
П.г. имеют право присутствовать наблюдатели международных
организаций, российских политических и общественных партий, блоков,
объединений и движений, а также доверенные лица кандидатов и
представителей СМИ.
ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
I."Институт публичного права, представляющий собой систему правовых
норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых
актах (источниках права), которые регулируют общественные
отношения... в сфере выборов в органы государственной власти и...
органы местного самоуправления" (см. Избирательное право и
избирательный процесс в Российской Федерации /Авт. колл.: Авакьян
С.А. и др./М., 1999. С.29).
П.и. юридически оформляет избирательную систему. Оно реализуется
через избирательный процесс.
Источники П.и. в РФ.
1. Избирательное законодательство, включающее три типа законов: 1)
Конституцию РФ; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов
федерации. Следует иметь в виду, что ФЗ "Об основных гарантиях..."
имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы, в т.ч.
федеральные (ст. 1, П.7). Состав ФЗ, являющихся источниками П.и., не
исчерпывается собственно избирательными законами. Отдельные нормы
П.и. содержатся в ФЗ, которыми регулируются отдельные институты П.и.
(статус объединений избирательных, СМИ, ответственность за
правонарушения), КоАП, УК и др.
2. Акты местного самоуправления (Уставы). Регулирование
муниципальных выборов относится к ведению муниципальных образований
в ограниченном объеме, который зависит от ФЗ и законодательства
субъектов федерации.
3.Нормативные акты избирательных комиссии. Правом издавать
нормативные акты (инструкции, положения и др.) наделены Центральная
избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов
федерации.
4. Акты судов различных уровней. Среди них особое значение имеют
решения Конституционного Суда РФ.
ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ -избирательные права,
свободы и обязанности гражданина согласно законам страны.
Права гражданина, связанные с выборами. К числу основных юридических
прав гражданина относятся: 1) право избирать (см. Право
избирательное активное) и быть избранным на государственные
должности (см -Право избирательное пассивное); 2) право на
предвыборную агитацию за и против кандидата; 3) право на наблюдение
за ходом голосования, ознакомление с результатами выборов и другие
права, прямо оговоренные или не оговоренные законами, но вытекающие
из них. Права всех избирателей являются равными.
Свободы избирателя: 1) добровольность участия в выборах: 2) свобода
волеизъявления в голосовании. Контроль за волеизъявлением
запрещается. Избиратель свободен участвовать или не участвовать в
любых процедурах выборов или избирательной кампании, реализовывать
или не реализовывать свои права. Принуждение является серьезным
нарушением избирательного законодательства.
ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ АКТИВНОЕ - право избирать депутатов, а также
выборных должностных лиц органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
В Российской Федерации П.и.а. пользуются все граждане Российской
Федерации с 18 лет, за исключением граждан, признанных судом
недееспособными, или лиц, содержащихся в местах лишения свободы по
приговору суда, а также иностранные граждане, постоянно проживающие
на территории соответствующего муниципального образования, правовой
статус которых определяется международными договорами РФ и
соответствующими им федеральными законами и законами субъектов РФ.
ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПАССИВНОЕ - право быть избранным в
представительные органы и выборными должностными лицами
государственной власти и местного самоуправления.
Важнейшее избирательное право наряду с активным избирательным
правом. В Российской Федерации П.и.п. пользуются все граждане, за
исключением граждан, признанных по решению суда недееспособными, а
также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
"Ограничения П.и.п., связанные с постоянным или преимущественным
проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться
только Конституцией РФ". В ней установлен только срок проживания в
РФ для кандидата в Президенты РФ: - не менее 10 лет. Таким образом,
в РФ незаконен любой ценз оседлости как условие приобретения П.и.п.,
в том числе сам факт проживания и срок проживания (это открывает
широкие возможности для участия известных политиков в губернаторских
выборах по всей России).
ПРЕЗИДЕНТ
1. Глава государства глава исполнительной власти, высшее должностное
лицо государства в РФ.
Избирается на срок полномочий 4 года. Выборы Президента РФ
проводятся на основе Федерального закона "О выборах Президента РФ"
Выборы П. проводятся по плюрально-мажоритарной избирательной системе
с двумя турами голосования.
ПРОГРАММА ПРЕДВЫБОРНАЯ - текст, содержащий систематическое
аргументированное изложение главных ценностей, целей и задач
кандидата (избирательного объединения, блока) в случае победы на
выборах.
Задачи излагаются в виде конкретных целей и средств их достижения.
П.п. следует отличать от других текстов модульной речи, тезисов,
текстов выступлений.
П.п. является необходимым, но второстепенным материалом для
агитации. Согласно широко распространенным взглядам на суть
демократии, П.п. играет роль официального документа, на основании
которого избиратель принимает осознанное решение о делегировании
своих властных полномочий кандидату
на определенных условиях. Эти условия излагаются в П.п. в виде
обязательств-задач кандидата, которые он на себя принимает.
Обязательства-задачи уточняются и дополняются в наказах избирателей.
Ценности кандидата и предлагаемые им средства решения задач
рационально обосновывают и подтверждают намерения кандидата.
ПРОТОКОЛЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ - основной документ, фиксирующий
результаты выборов (голосования) на территории, закрепленной за
избирательном комиссией. Виды П.и.к.
1. По тематике: а) протоколы об общих итогах голосования
составляются
избирательной комиссией в данном избирательном округе; б) об итогах
голосования на данной территории (участке) и в) специальные
протоколы (о
происшествиях), которые не фиксируют результатов выборов.
2. По типам избирательных комиссий: а) протоколы участковых
избирательных комиссий; б) протоколы территориальных избирательных
комиссий; в) протоколы окружных избирательных комиссий; г) протоколы
избирательных комиссий субъектов федерации и ЦИК РФ; д) протоколы
комиссий по выборам должностных лиц и депутатов местного
самоуправления;
е) протоколы избирательных комиссий по выборам депутатов и Глав
исполнительной власти субъектов федерации.
РЕКЛАМА ПРЕДВЫБОРНАЯ - процесс создания и доведения до избирателей
специально подготовленного информационного продукта, содержащего
положительные сведения об имидже кандидата (избирательного
объединения).
Цель Р.п. - добиться голосования за представленного в рекламном
продукте кандидата (избирательного объединения). По содержанию она
существенно не отличается от предвыборной пропаганды и агитации.
СБОР ПОДПИСЕЙ - наиболее трудоемкий процесс начального этапа
избирательной кампании, следующий за выдвижением кандидата (списка
кандидатов).
Основная цель С.п. - сбор необходимого числа подписей избирателей в
поддержку кандидата.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ - официальный документ участковой избирательной
комиссии, составленный в двух экземплярах, в котором в алфавитном
или ином (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам [^
избирателей) порядке перечисляются Ф.И.О. избирателей, год рождения
(для 18-летних. - дополнительно месяц и число), адрес постоянного
(преимущественного) места жительства-.
На основании Си. осуществляется выдача избирательных бюллетеней в
день голосования.
ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ - комплексы методов предвыборной борьбы и
ее информационно-аналитического обеспечения; их подробное изложение,
обоснование и описание условии применения.
ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ "ГРЯЗНЫЕ" - противозаконные либо этически
сомнительные средства и методы предвыборной борьбы, используемые для
создания преимуществ над соперниками.
Главные мотивы при использовании Т и "г": а) попытка создания
сильной альтернативной стратегии избирательной кампании; б) желание
"не отстать" от конкурентов, которые уже используют их; в)
игнорирование профессиональной этики и этики предвыборной борьбы.
Эффективной стратегией, противоположной уже запущенным "грязным"
технологиям, является честная, но резкая избирательная кампания,
построенная на обличении злоупотреблений и Т.и."г" противника.
УДОСТОВЕРЕНИЕ ОТКРЕПИТЕЛЬНОЕ - документ, дающий возможность
избирателю в случае отсутствия дома в день выборов проголосовать на
любом другом избирательном участке данного избирательного округа,
где данный избиратель обладает активным избирательным правом
У.о. подтверждает, что данное лицо является избирателем,
зарегистрированным в определенном избирательном участке. Чтобы
получить У.о., избиратель может не ранее чем за 15 дней до выборов
обратиться в территориальную избирательную комиссию, а за 3 дня - в
участковую избирательную комиссию. По предъявлению У.о. и паспорта
избирательная комиссия заносит избирателя в специальный список и
выдает ему по общим правилам избирательный бюллетень.
УЧАСТКИ-ИНДИКАТОРЫ - избирательные участки, на которых результаты
голосования или опросов общественного мнения регулярно совпадают с
общими результатами голосования в избирательном округе (регионе,
городе, районе).
УЧАСТОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - первичная территориальная единица по
организации голосования и подсчета голосов.
У.и. соответствует участковая избирательная комиссия. У.и.
используются в качестве единицы для анализа, учета и организации
мероприятий в избирательной кампании.
УЧАСТОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ "ЗАКРЫТЫЙ" - избирательные участки,
находящиеся на предприятиях и в учреждениях, в воинских частях,
больницах, санаториях и т.п., куда частично ограничен доступ
гражданам, не являющимся их работниками, военнослужащими или
пациентами.
Единый особый правовой статус У.и."з" специально не установлен, они
функционируют на общих основаниях.
ХАРИЗМА (от греч. harisma - благодать, божий дар) - необычайные по
своей силе и происхождению психологические способности политического
лидера привлекать и руководить своими сторонниками.
X. означает прежде всего веру в миссию и призвание данного лидера.
Внешние проявления: 1) энергичная, завораживающая властная речь и
манеры; 2) воплощение архетипа в имидже кандидата; 3) способность
значительно увенчивать свою энергию в процессе выступления перед
массой сторонников.
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР - политический или религиозный лидер, чье
господство основывается на харизме.
Концепция харизматического лидерства первоначально разработана
классиком социологии М.Вебером. Харизматический лидер называется
также мана-личностью (концепция К.-Г.Юнга).
Х.л. обладает необычными психическими способностями привлекать
последователей и руководить ими. Происхождение этих способностей
является спорным вопросом в науке и до конца пока не ясно.
Харизматическое лидерство носит характер "личных" отношений Х.л. и
его последователей. ЦЕНЗ ВОЗРАСТНОЙ - эти возрастное ограничение,
налагаемое в законодательном порядке на активное и пассивное
избирательное право.
Активным избирательным правом на любых выборах обладают граждане РФ,
достигшие 18 лет.
Ц.в. пассивного избирательного права устанавливается федеральными
законами РФ и законами субъектов РФ. Выдвигаться кандидатами в
Президенты РФ могут граждане, достигшие 35 лет, в депутаты.Госдумы
РФ -21. года Максимальный возраст не установлен. Различные Ц.в.
могут быть установлены для кандидатов на должность главы
исполнительной власти и кандидатов в депутаты законодательных
(представительных) органов субъектов федерации. При этом
"Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21
год на выборах в законодательные {представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на
выборах главы исполнительной в части субъекта Российской Федерации и
21 год - на выборах в органы местного самоуправления. Установление
максимального возраста кандидата не допускается".
ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ (от лат. census, censere " производить опись,
перепись) - закрепленные законом условия, которым должно
удовлетворять лицо (гражданин), чтобы обладать активным или
пассивным избирательным правом.
Ц.и. выражаются4в юридически фиксированных критериях, являющихся
признаками определенных социальных групп.
Большинство Ц.и., за исключением ценза гражданства, умеренного
возрастного ценза (с 18 лет активное и с 21 года - пассивное
избирательное право) и ценза оседлости активного избирательного
права (постоянное проживание на территории, подведомственной
избирательному органу или должностному лицу), носят
дискриминационный характер и противоречат принципам демократии.
Такие Ц.и. применяются в некоторых странах для ограничения
избирательных прав определенных социальных групп населения в
интересах правящей элиты и ее электората.
Российское законодательство не допускает никаких Ц.и., кроме
возрастного, который необходим для составления списков избирателей и
недопущения к голосованию недееспособных лиц и нерезидентов.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
государственный орган, осуществляющий подготовку и проведение
выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с
компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных, прав ", федеральными конституционными
законами, иными
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
ЦИК РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Финансирование ее деятельности осуществляется за счет средств
федерального бюджета.
Решения ЦИК, принятые в рамках ее полномочий, обязательны для
государственных органов, органов местного самоуправления,
избирательных объединений, других юридических лиц и всех должностных
лиц.
Основные функции ЦИК:
1. руководство деятельностью всех избирательных комиссий по выборам
Президента РФ, депутатов Государственной Думы, проведению
общероссийских референдумов.
2. Решение общероссийских вопросов, связанных с организацией и
проведением выборов, в частности определение результатов выборов,
регистрация списков избирательных объединений, финансирование работы
нижестоящих избирательных комиссий.
3. Издание постановлений во исполнение избирательного
законодательства. Постановления ЦИК содержат инструкции, положения,
разъяснения, методики, нормативы, перечни и другие документы.
4. Контроль за исполнением избирательного законодательства в аспекте
соблюдения избирательных прав граждан на выборах различных уровней.
5. Руководство созданием единой общероссийской технологической
инфраструктуры для проведения выборов (ГАС "Выборы", на базе ее -
общегосударственная система регистрации избирателей, методическая
помощь комиссиям).
6. Осуществление государственных программ, направленных на
повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
ЭЛЕКТОРАТ (от фр. elektorat) - совокупность избирателей в данном
избирательном округе.
Э. является главным объектом воздействия кандидата и его команды и
подлежит подробному анализу. Представляет собой массовидную
общность. Главной характеристикой Э. является электоральное
поведение. Основные направления анализа Э.: 1) установление состава
и численности Э. по спискам избирателей, составляемым участковыми
избирательными комиссиями, адресным базам данных ГАС "Выборы",
адресным телефонным базам данных местных телефонных сетей; 2)
разбивка на группы по различным социальным, географическим,
политическим признакам, составление карт и таблиц; 3) распределение
электората по группам вероятной поддержки того или иного кандидата,
лидера, избирательного объединения; 4) создание плана работы со
своим Э. и Э. противников. Важнейшим моментом социологического и
психологического анализа выборов и планирования избирательной
кампании является прицелка установление и детальный анализ "своего"
Э., Э. кандидата (избирательного объединения или блока), который
может за него проголосовать, а также необходимых и достаточных
условий, при которых потенциальный Э. кандидата (объединения)
действительно за него проголосует на данных выборах.
ЭТИКА ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ - совокупность этических норм и правил
поведения, регулирующих поведение кандидатов, их команд, штабов и
сторонников в процессе выборов
Э.п.б. складывается под воздействием политической и деловой этики, а
также избирательного законодательства. Этика действует через
внутренние убеждение участников выборов, механизм осуждения и
одобрения другими участниками выборов и общественное мнение. Большую
сдерживающую роль в Э.п.б. играет "золотое правило морали"
(категорический императив) "не делай другим того, чего не хочешь
испытать на себе". Кандидаты боятся прибегать к "запрещенным
приемам" потому, что не хотят выпускать "джина из бутылки". В России
позитивная Э.п.б. еще не вполне сложилась, поэтому она функционирует
в виде запретов, некоторые из которых связаны со спецификой
российской политической культуры.
"Запрещенные приемы" предвыборной борьбы: 1) сознательная ложь
порочащая соперника; 2) раскрытие и смакование интимных отношений
соперника; 3) публичные оскорбления; 4) физическое насилие по
отношению к кандидатам и членам их команд.
Эти приемы являются серьезными нарушениями принципов демократии и
морали и могут в отдельных случаях привести нарушителей к
административному и уголовному преследованию. К сожалению, они
нередко используются как в зарубежной, так и в нашей избирательной
практике. В частности, в России зафиксированы следующие сомнительные
приемы сточки зрения Э.п.б.: 1) распускание слухов, содержащих
значительную долю лжи; 2) информационные диверсии и провокации,
скандалы; 3) массированное распространение компромата перед концом
агитации, чтобы противник не успел ответить; 4) давление на
избирательные комиссии с целью побудить их к фальсификации выборов;
5) "утки" газетные; 6) сознательное распространите информации от
имени сторонников другого кандидата в целях его дискредитации в
глазах избирателей; 7) злоупотребление служебным положением в целях
агитации; 8) воровство денег из общественных, корпоративных и личных
фондов кандидата, выделенных на предвыборную борьбу; 9) ложь
кандидатов в целях создания благоприятного имиджа в глазах
избиратели (обман избирателей); 10) засылка агентов или подкуп
сотрудников в штабах и командах соперников; И) коррупционные
отношения с представителями СМИ; 12) подкуп избирателей.
Основой этики деловых отношении в предвыборной агитации могут
служить кодексы международных ассоциаций паблик рилейшнз,
регулирующие отношения наемных специалистов и кандидатов с
общественностью.
ЭФФЕКТ "ОБИЖЕННОГО" - типично российский эффект резкого возрастания
симпатий и интереса со стороны избиратели к кандидату,
демонстративно обиженному властям или другим кандидатом с более
сильными властными и корпоративными позициями. |