На фото: коллектив учителей 1956 год.
ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
ОБУЧЕНИЕМ (1952-1966 гг.)
В1999 году Ивановская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная
школа отметила свое 125-летие. В 1994 году научный сотрудник музея
Прилипко А. А. в газете "Амурец" опубликовалаа статью "Школа - явление
историческое". Статья охватывает период становления Ивановской школы с
момента ее образования и до Великой Октябрьской социалистической
революции. Материал интересный, знакомит читателя с историей школы,
проблемами учебно-воспитательного процесса того времени, материальной
базой. Первыми учителями. Я рассматриваю историю школы в 1950-е - 60-е
годы, Когда был период нововведений, становления и совершенствования
политехнического обучения в общеобразовательных школах СССР, процесс
соединения обучения с производственным трудом.
Ивановская средняя школа №1 в 1952 году размещалась в трех деревянных
зданиях, два других были приспособлены под интернат. Во всех школьных
помещениях - 14 классных комнат, физико-химический кабинет, небольшой
спортивный зал. Занятия проводились в две смены, наполняемость в классах
оставалась высокой. Имелся пришкольный участок, географическая площадка.
В 1952-53 учебном году в школе обучалось 847 учащихся. Было 30 учителей.
Высшее педагогическое образование имели 10 учителей, закончили
учительский институт- 7, педагогическое училище - 10, не имели
педагогического образования - 3. К началу 60-х годов работало уже 43
учителя, из них 23 с высшим образованием. Материальная база школы далеко
не отвечала требованиям школьных программ, организации нормального
учебно-воспитательного процесса. Недостаточно было приборов по физике,
химии, наглядных пособий по предметам, отсутствовал спортивный
инвентарь. В школе Уровень подготовки этих детей, принятых в 5-е и 8-е
классы, был неодинаков. Для них требовался значительный период адаптации
в новых условиях, дополнительные занятия и индивидуальная работа.
В интернатах не было нормальных условий для выполнения домашних заданий,
дети готовили пищу каждый себе.
Острой оставалась проблема семилетнего всеобуча, второгодничество.
Успеваемость в 1954 году в школах района составила 73,1%, в Ивановской
средней школе - 77%.
В этот период советская школа стояла на пороге серьезных изменений.
Намечалась дисциплин в свете новых учебных программ, подготовки учащихся
к трудовой деятеяьности, с учетом особенностей каждой школы, его
производственного окружения. Это была целая революция в системе
народного образования. В программу 1954-55 учебного года были введены
уроки труда в 1-5 классах, затем они были продолжены в 6-7, а в старших
классах вводятся практикумы по электротехнике, сельскому хозяйству,
машиноведению. С учетом этих изменений планируется и кружковая работа.
Новые учебные программы предусматривали повышение квалификации учителей.
Все эти проблемы нужно было решать. В первую очередь обратили внимание
на повышение квалификации учителей. Девять из них поступили на заочное
отделение Благовещенского педагогического института и успешно закончили
его. Заменили преподавателя физического воспитания специалистом из
физкультурного техникума, а затем пришли на работу в нашу школу ее
выпускники - Г.В. Вац, А. П. Тарасов, специалисты с высшим образованием.
Для занятий по труду приспособили классную комнату. Многие наглядные
пособия изготовили в школе. С кафедры физики БГПИ школе было передано
много приборов, что улучшило проведение лабораторных работ по физике и
организаций занятий в технических кружках. Ивановская МТС(шевствующая
организация) передала тракторы, (от "Универсала" до "ДТ - 54"),
сельхозинвентарь. Инженер с высшим образованием, заведующий мастерскими
МТС А.Гавриленко вел в школе тракторный кружок. Руководители областного
общества "Искра" П.Наумов и А.Белоглазов передали школе 160 пар новых
лыж, 40 пар хоккейных коньков с ботинками, футбольные и волейбольные
мячи и другой спортивный инвентарь. Это положительно сказалось на
выполнение программ по зимним видам спорта и позволило организовать
работу лыжной и хоккейной секций.
5 февраля 1959 года, с принятием Закона "Об укреплении связи школы с
жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР",
начинается второй этап перестройки системы народного образования. В
законе указывалось, что главной задачей советской школы является
подготовка учащихся к жизни, к общественно-полезному труду, дальнейшему
повышению уровня общего, нравственного и политического образования.
Этим законом было предусмотрено, что обучение в неполной ней школе
осуществляется с 1-го по 8-й классы, а в средней общеобразовательной
трудовой политехнической школе с производственным обучением учащиеся
получают среднее образование в профессиональную подготовку в течение 3-х
лет.
На педагогическом совете Ивановской школы решили вести профессиональную
подготовку учащихся по специальностям: механизатор широкого профиля и
животновод.
С окончанием строительства школы на 280 мест в январе 1960 года одно
здание школы оборудовали под учебные мастерские и классы для 5-8 и 9-11
классов. В них разместились столярные и слесарные мастерские, в одной из
комнат были установлены новые токарные станки по дереву; оборудованы
классы по изучению автомашины, трактора, класс по животноводству. Все
они имели современное оборудование, наглядные пособия. При новой школе
осваивался новый пришкольный участок, учащиеся получили типовой
спортивный зал с необходимым оборудованием. Рядом со школой находился
стадион райцентра, позволяющий вести занятия по летним и зимним видам
спорта в соответствии с учебной программой.
Для проведения производственной практики в 9-11 классах колхоз "Родина"
выделил комнаты в ремонтах мастерских и на животноводческой ферме.
Правление колхоза направило на постоянную работу в школе специалистов с
высшим образованием: С.М. Малюшкина и ученого зоотехника М.Д. Савонову.
Школа имела всю необходимую технику по полеводству и с 1960 года
самостоятельно ремонтировала ее и даже оказывала помощь колхозу. В
районе пионерского лагеря им. Павлика Морозова в 5 км от Ивановки, было
построено добротное здание для учащихся 9-11 классов, где они во время
летней практики жили, работали и отдыхали. Непосредственно на школьном
поле имелся полевой стан. Лагерь труда и отдыха хорошо зарекомендовал
себя. Разумное сочетание труда и отдыха, спортивные и культурно-массовые
мероприятия улучшали здоровье школьников, приобщали их к
общественно-полезному труду, создавали здоровый нравственный климат.
Своим трудом школьники вносили посильную лепту в строительство и
развитие общества. На производственную практику в этих классах
отводилось 224 часа, в 11-х классах наполовину меныпе (с учетом
выпускных экзаменов). В 1959 году школьная бригада вырастала кукурузу на
площади 15 гектаров, обработала ее аминной солью 2-4Д и получила
рекордный урожай зеленой массы (по 550 центнеров с гектара), В следующем
году результат был улучшен. Уже на площади 30 гектаров урожайность
составила 600ц зеленой массы с гектара. Такой урожайности в совхозах к
колхозах района никогда не получали. Производственной бригаде было
доверено посеять и провести весь цикл работ по распространение нового
сорта пшеницы "Амурская-71" известного селекционера, ректора
Благовещенского сельхозинститута Одноконя. С одного гектара было
получено 17,5 центнера. По тем временам это был неплохой результат.
В 1961 году посевная площадь школьной бригады составляла 360 гектаров. С
площади 65 гектаров школьная бригада в этом году получила урожай сои по
14,5 ц с гектара. Особое внимание обращалось на опытническую работу.
Учащиеся применяли знания, полученные по химии, биологии. Опыт работы
производственной дважды освещался в киножурнале "Дальний Восток", по
Амурскому областному телевидению.
В августе 1956 года директор школы Первушин В.Г. выступил на четвертой
областной научно-практической конференции работников народного
образования с докладом "Политехническое обучение как средство повышения
социалистического воспитательного значения школы", который был
опубликован в сборнике "Из опыта воспитательной работы и
политехнического обучения в школе" (Амурское книжное издательство,
1957). А в феврале 1960 года на базе Ивановской средней школы Амурским
областным отделом народного обраэования и Институтом усовершенствования
учителей проведен семинар директоров сельских школ области по теме: "Из
опыта организации политехнического, трудового и производственного
обучения в Ивановской средней школе" (Докладчик В.Г. Первушин).
К этому времени Ивановская, Малосазанская и Болдыревская школы
становятся методическими центрами среди сельских школ области. Почти все
предметные методические объединения возглавили в районе учителя
Ивановской школы. Работая заведующим районного отдела народного
образования, я продолжал пропагандировать и обобщать опыт Ивановской и
других школ района. В феврале 1962 года на курсах заве дующих районо при
Центральном институте усовершенствования учителей в г. Москве выступил с
рефератом по теме политехнического и производственного обучения, работе
производственных бригад в школах Ивановского района. По результатам
выступлений был зачислен при институте в группу работников образования
работающих над отдельными педагогическими проблемами. А в 1963 г, доклад
"Из опыта организации производственного обучения в школах Ивановского
района" был представлен на центральные "Педагогические чтения" и отмечен
грамотой Академии наук РСФСР.За основу доклада был взят опыт Ивановской
средней школы.
Большие возможности для расширения политехнического кругозора школьников
и подготовки их к будущей практической деятельности имели внеклассная и
внешкольная работа.
С начала 1-го этапа перестройки школы особое место занимала работа
кружков, которых насчитывалось от 19 до 22. В них было занято 80%
учащихся. Особое внимание обратили на технические кружки
(физико-технический, радиотехнический, авиационного и морского
моделирования, токарный по дереву). Успешно работали хоровой,
танцевальный кружки, кукольный театр, оркестр народных инструментов,
спортивные секции по легкой атлетике, хоккею с мячом.
В 1960 году в центральном педагогическом журнале "Школа и производство"
была опубликована статья "Из опыта организации кружковой работы в
Ивановской средней школе". (Автор В. Г. Первушин).
На хорошем уровне была поставлена опытническая работа на пришкольном
участке. Школа была занесена в Книгу Почета Амурской областной станции
юных натуралистов.
С 1954 года Ивановская средняя школа стала инициатором проведения в
мартовские каникулы выставки детского творчества. В эти годы в школе
активизировалась тимуровская деятельность пионерской дружины.
Возглавляла ее бывшая воспитанница детского дома Белла Степановна
Пивкина.
В декабре 1959 года ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр пионерских дружин
с задачей вовлечь пионеров в активную общественную и производственную
деятельность. Пионерская дружина школы заняла первое место среди
сельских школ области и заслужила пять путевок во Всесоюзный лагерь
"Артек". Пятая путевка была предназначена Б.С. Пивкиной, которая в нем в
течение 40 дней работала вожатой отряда. За успехи в учебно -
воспитательной работе учителя Евтушенко А.Д.,Евтушенко Д.С, Шохалевич
В.А., Одинцова Н.Ф, награждены орденами СССР. Герус А.Г. и Шульге В.Н.
присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". Знаками
"Отличник народного просвещения СССР" и "Отличник народного просвещения
РСФСР" награждены 17 учителей, двое удостоены Почетных грамот
Министерства просвещения РСФСР.
Политехническое обучение в советской школе давало в руки учащимся
надежный ключ к дальнейшему получению бесплатного образования и
свободному выбору профессии, а государство обеспечивало выпускникам
учебных заведений работу по специальности.
Встреча с учениками 1941-1985г
На фото: Первушина Р.И., ..., Рулёва В.П., Советников В.М., Марьенко
П.Д., ...., Сурикова В.А., ....
Слабких Н.М., Шохалевич В.А., ........Одинцова Н.Ф., ...., Парфёнова М.М
Директор музея В.Г Первушин.