Участок расположен в восточном направлении от здания школы на расстоянии
приблизительно 50 метров. Территория школьного участка находится далеко
от автомобильных дорог, поэтому экологическое состояние участка хорошее.
Размер участка составляет 68 соток. Учебно-опытный участок включает
питомник, сад, цветник, зону отдыха, дендрарий, полевой отдел, рокарий,
овощной отдел, отдел биологии, отдел начальных классов, отдел закрытого
грунта. Труд на участке даёт нашим ученикам возможность повысить учебный
уровень опытнической работы, принять активное участие в
общественно-полезной деятельности, а учителям добиться, чтобы ученики
сельской школы осмысленно научились агротехническим приёмам и правилам.
Большую роль играет школьный участок и в достижении воспитательных
целей: воспитывается экологическая культура общения с природными
объектами, постоянно развивается любовь к природе, бережное отношение к
ней.
С пришкольным участком ребята начинают знакомиться с первого класса. Для
исследовательской работы, проводимой младшими школьниками, на участке
имеется отдел начальных классов, где выращиваются бобы и фасоль, свёкла,
томаты и цветы. Ученики среднего звена проводят опыты с полевыми и
овощными культурами. Выращивают овощи: морковь, кабачки, капусту,
огурцы, помидоры, фасоль, картофель, перец, баклажаны, пищевую тыкву.
Все сорта культур районированы. Ребята школы готовят клумбы и цветники
на улицах и около учреждений родного села, высаживают на них цветы.
Рассаду овощей и цветов, выращенную детьми, приобретают многие сельчане.
Традиционно ученики школы участвуют в сельской выставке плодов и овощей,
занимая призовые места. Этим летом для оформления участка использовались
приёмы ландшафтного дизайна. Это позволило придать неповторимый колорит
и облик пришкольному участку. Хочется отметить, что оформление носит
краеведческий характер и посвящено 85- летнему юбилею Ивановского
района. Деятельность учеников на учебно-опытный участок, несомненно,
способствует развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса
к исследовательской работе, воспитанию у ребят культуры труда.
Учебно-опытный участок-это зеркало школы, это показатель экономической,
эстетической, нравственной и экономической культуры.
Д.Будаева
Из
истории пришкольного участка
Об истории пришкольного участка рассказала Кирьянова Валентина
Герасимовна.
- Валентина Герасимовна, вспомните, пожалуйста, когда при
Ивановской школе появился участок? Сколько он занимал соток?
- В 1952 году Ивановская школа располагалась на улице Пионерской в
деревянном доме. Там, где в настоящее время построен четырехэтажный дом.
Небольшой участок земли раскопали между школьным зданием и мастерскими,
так как мастерские располагались по улице Торговая в деревянном
одноэтажном здании. В настоящее время на том месте построены жилые
двухэтажные дома. Но когда в 1962 году начали строительство двухэтажной
школы, был выделен участок в 1,5 -2 гектара, который сразу распахали.
Участок занимал территорию до стадиона, включая территорию, где
расположено здание ЦДТ, школа- интернат №9, котельная. Со строительством
школы-интерната №9 школьный участок был уменьшен до 1 гектара. А со
строительством трёх двухквартирных домов он сократился до 60 соток. В
настоящее время он имеет такую же площадь.
- А кто был первым руководителем пришкольного участка?
- В Ивановскую школу в 1952 году поступила на работу биологом- географом
молодая учительница Марченко Нина Яковлевна. Она через год была
назначена заведующей участком.
В 1969 работать в школу приехала я и сразу же включилась в работу
пришкольного участка вместе с Ниной Яковлевной. Нина Яковлевна была моим
наставником, а в 1975 году она передала заведывание пришкольным участком
мне. Долгое время вторым учителем на учебно-опытном участке работала
Тарасова Л.Л.
В связи с производственной необходимостью руководство пришкольным
участком несколько раз передавалось учителям школы: Куриловой А.Н.,
Юшковой О.А., Будниченко Н.Л.
- Что выращивали на участке?
- Самый первый пришкольный участок был представлен только садом, в
котором произрастали плодово-ягодные кустарники - смородина - и деревья:
груши, сливы, ранетки. Чтобы расширить участок, ребята раскопали немного
территории между школой и мастерскими и стали на нём выращивать овощи и
цветы без проведения опытов. В 1962 году Нина Яковлевна продолжала
заведование участком. И уже на новой территории участка стали
закладывать опыты согласно программе с овощными и полевыми культурами.
Был заложен новый молодой сад. Были соблюдены все требования и
распоряжения отделов участка и размеров делянок. Стали вести дневники
наблюдений за опытными культурами, полевые журналы.
- Какая ещё работа проводилась учениками на участке?
- Были организованы отряды голубых и зелёных патрулей, которые проводили
разъяснительную работу по охране природы среди жителей села Ивановки и
учеников, патрулировали по селу. Занимались благоустройством села. Из
учеников школы были сформированы звенья овощеводов и садоводов, их
назвали «Малая Тимирязевка». Вместе с детьми мы организовали живой
уголок, который располагался в здании начальной школы. В нём жили
волнистые попугайчики, морские свинки, рыбки декоративные, куры.
- Сколько раз наш участок становился призёром?
- Участок всегда занимал только призовые места. Но особенно мне памятен
1987 год. Школа оформила выставку плодов и овощей на Амурской выставке
достижений народного хозяйства и заняла второе место. Мы были награждены
бронзовой медалью и грамотой. На ежегодно проводимых районных и
областных конкурсах пришкольных участков наш участок всегда занимал
призовые места, среди которых и много первых мест, за что награждался
дважды настенными часами, премией в 1300 рублей и в 2004 году - 12000
рублей, почётными грамотами и дипломами.
- Как удалось сохранить участок в тяжёлые девяностые годы? Кто
поддерживал вашу работу?
- Большую помощь оказывал глава сельской администрации УС Г.С. И
конечно, директора школы, завучи, учителя.
- Большое спасибо Вам, Валентина Герасимовна, за огромный созидательный
труд на благо нашей школы!
А.Куликова
ЗЫ. Рокарий (каменистый сад) — участок, значительную долю
поверхности которого занимают относительно крупные камни. В рокарии
выращивают низкорослые растения: кустарнички... Я не знал :(
Кирьянова Валентина Герасимовна
Ах сколько грусти в слове «ветеран»!
Но сколько здесь почёта и тепла!
Ведь лишь трудом почёт людской был дан,
И в школе лучшие года прошли.
Валентина
Герасимовна Кирьянова родилась 16 июня 1940 года в селе
Ново-Александровка Тамбовского района. В школу смогла пойти только в 8
лет, так как родители жили очень бедно, и не было одежды для ребёнка.
Училась в школе Валя прилежно и с большим желанием.
После окончания школы Валентина год отработала свинаркой в совхозе «Димский»
Тамбовского района, ведь в те годы, чтобы поступать учиться дальше, был
нужен трудовой стаж. Свиноферма находилась за селом, так что девушка
ездила на работу верхом на лошади, а вечером возвращала её обратно на
конюшню...
В 1960 году поступила в благовещенский пединститут. Учась в вузе,
Валентина вышла замуж. Получив диплом, вернулась молодая учительница в
родное село и в родную школу, где и начала свой педагогический трудовой
путь учителем географии и биологии. Муж Валентины Герасимовны учился на
преподавателя физкультуры, и после окончания института его направили
работать в Ивановку. Поэтому с августа 1967 года Валентина Герасимовна
стала работать в ивановской школе вместе с мужем.
Валентина Герасимовна Кирьянова преподавала географию, биологию, а также
сельскохозяйственный труд, была и классным руководителем. В 1975 году её
назначили заведующей школьным учебноопытным участком. В тот период на
территории участка школьники проводили опыты, согласно программе с
овощными и полевыми культурами, тогда же был заложен и новый молодой
сад. Вместе с учениками организовала инициативная учительница живой
уголок, в котором жили волнистые попугайчики, морские свинки,
декоративные рыбки и даже куры. Школьный учебно-опытный участок всегда
занимал призовые места, среди которых много первых.
У Валентины Герасимовны очень много грамот за добросовестный творческий
труд, за достигнутые успехи, за успешную работу. Отмечена она и за
экологическое воспитание, за озеленение села и участие в выставках.
Педагогический стаж - 44 года!
Она - отличник народного Просвещения РСФР, ветеран труда, а в 2007 году
Кирьяновой присвоено звание «Почётный житель села».
С коллегой – Тарасовой Людмилой Леонтьевной
Как зайдёшь к нам на участок...
Как зайдёшь к нам на участок,
Сразу удивишься,
Потому что он красивый -
Сам ты убедишься.
Очень много там растёт:
Морковь, капуста, свёкла.
Ну а больше нас влечёт
Радуга цветочков:
Жёлтых, красных, голубых,
Беленьких, лиловых.
Как посмотришь ты на них,
Становишься весёлым!
Будниченко Юля |
Вот и лето наступило,
На участок нам пора.
Чтоб морковь быстрей всходила
И капуста подросла,
Полем, подгребаем грядки,
Не забудем про полив.
В этот годик урожайный
соберём мы много слив.
Всё село озеленили наши
дивные цветы,
Всё так ярко и красиво,
Главное-всё от души.
Хоть немного уставали,
Ведь трудились день за днём,
Только после понимали,
Как красиво всё кругом.
Матлашова Карина |
Я, вместе с одноклассниками на "Бригаде" (Поле у
кладбища) отрабатываем практику 1971 год
Шестой год заведует учебно-опытным участком
Никулина Светлана
Григорьевна учитель биологии и химии высшей
квалификационной категории - заведующая учебно-опытным участком
МОБУ СОШ №1 с.Ивановка - отличник народного просвещения -
Соросовский учитель победитель нац. проекта «Лучшие учителя
России» на областном уровне. - почетный работник образования в
районе. С пришкольным участком ученики начинают знакомиться уже
с первого класса. Проводя опыты над растениями, они собственными
руками сажают семена моркови и бобовых, после чего наблюдают за
их ростом. Для такой исследовательской работы на участке имеется
«Отдел начальных классов», с которым соседствуют «Отдел цветов»
и «Овощная клумба». Чуть дальше располагается «Питомник» с
вишней, сливой, можжевельником и жимолостью. Коллекцию древесных
и кустарниковых растений теперь можно наблюдать в «Дендрарии»,
которым преподаватели и ученики Ивановской школы занимаются
только первый год. Отсюда по «Теневой аллее» тропинка ведёт в
самый прохладный уголок участка, тут в тенёчке прячутся школьные
цветы. С наступлением осени учителя вновь заберут их в свои
классы. Работа над аллеей ведётся параллельно с дендрарием,
здесь будет располагаться «Поклонная гора» к юбилею
космонавтики. Далее следует отдел полевого сада, а за ним –
малиновая и клубничная поляны, выращенные специально для
угощения детей.
Весь участок на две части разбивает Юбилейная аллея, в ближайшее
время её планируют украсить цветами и баннерами в честь 90-летия
Ивановского района. В самом её конце можно понаблюдать за
теневыносливыми и влаголюбивыми растениями в «Рокарии», дизайн
которого представляет собой небольшое озеро. В нескольких шагах
находится «Хозяйственный отдел», здесь выращиваются овощи для
школьной столовой. «Коллекционный отдел» включает в себя 7
различных сортов сои, 5 сортов кукурузы, по 10 сортов картофеля
и пшеницы.
Также на участке есть «Отдел биологии», где школьников знакомят
с многолетними, сложноцветными, лекарственными и другими
растениями, с родиной происхождения отдельных видов и их
историей. Таким образом, пройдя всего лишь по одной тропе, можно
провести более десяти занятий. Кроме того, ребят учат как можно
обустроить и украсить свой собственный сад. Дизайн клумбы,
плетень, правильная посадка растений – полезные и интересные
навыки для каждого садовода.Image
На сегодняшний день даже самый привычный для всех учеников
«Зелёный класс» значительно изменил свой внешний вид. Теперь он
напоминает действительно сказочное место с домом Бабы-Яги,
цветочными часами и гнездом Аиста – символа дружной семьи.
Ивановский пришкольный участок |
|